Лот №8. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии
Эстимейт: 40000 - 50000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Описание
Ефрем Сирин и авва Дорофей. Поучения. – (Супрасльская типография, 7294). – [Супрасль: Тип. Благовещенского монастыря, 1786].
Ефрем Сирин и авва Дорофей. Поучения. – (Супрасльская типография, 7294). – [Супрасль: Тип. Благовещенского монастыря, 1786]. – 1–4, 1–4, [1], 5–348, [1]–[2], 1–6, 8–168, [1] [т.е. 523] л.; 4°. – Строк: 25. – Шрифт: 60 мм.
Иллюстрация: преп. Ефрем Сирин (л. [1] об. 3-го сч.
Орнамент: заставок 9 с 6 досок; инициалы; ломбарды.
Печать: двухкрасочная в два прогона.
Перепечатка московского издания 1652 г.
Выходные сведения на л. [1] 6-го сч.: «Сїѧ с(вя)таѧ и б(о)год(у)хновеннаѧ книга Ефре//ма Сирина друкована, // с переводу печатнагω в ц(а)рьствующемъ градѣ Мо//сквѣ в лѣто 7160 при ц(а)рѣ Алеѯіи Михаиловичѣ // и при патрїархѣ Іωсифѣ, // в ставропигїи супрасльской року // 7294».
Библиография: Ундольский, 1871 № 2855; Миловидов, 1908 № 291; Лобанов, 1975 № 152 (в качестве места печатания указаны Клинцы: типография Якова и Василия Железниковых); Лабынцев, 1978 № 39; Голенченко, 1986 № 285; Вознесенский, 1991 № 331; Афанасьева, 1993 № 85; Починская, 1994 № 75; Починская, 1995 № 877; Cubrzyńska-Leonarczyk, 1996 № 291; Ануфриева, 2000 № 15; Вздорнов, 2003 № 424; Емельянова, 2010 № 118.
В библиографии известно 17 экземпляров.
Сохранность: Экз. деф.: нет л. 1–4 1-го сч.
Пометы: «Повесь» (Л. 131, чернила); читательские пометы простым, красным и синим карандашами.
Переплет: доски, кожа (красного цвета), блинтовое тиснение; 1 застежка утрачена. Верхняя крышка оторвана от блока. Кожа на корешке утрачена.
Обрез: синий.
Закладки-регистры из тканей разного цвета.
Экземпляр обладает высокой культурной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Супрасльский Благовещенский монастырь был основан новогрудским воеводой и маршалом Великого княжества Литовского Александром Ивановичем Ходкевичем в 1498 г. Он находился в двух верстах от местечка Супрасль Белостоцкого повета (сегодня – Белостокское воеводство, Польша). В конце XVII в. в монастыре при помощи Кароля Радивила была основана типография, первая книга в которой была напечатана в 1695 г.
В 70-х гг. XVIII в. типография Супрасльского Благовещенского монастыря второй, после типографии Виленского Свято-Троицкого монастыря, стала печатать на коммерческой основе книги для старообрядческих общих России. В истории печатания старообрядческих книг в Супрасле выделяют два периода. Первый – с начала 70-х до начала 80-х гг. XVIII в. связан с деятельностью купца Михаила Григорьевича Соловьева, который самостоятельно печатал книги, арендуя часть оборудования типографии. За это время было напечатано всего несколько изданий. Для своих изданий Соловьев изготовил доски с орнаментикой, имитирующей московскую дониконовскую, впоследствии он увез их в Варшаву, в типографию Петра Дюфора. Второй период пришелся на середину 80-х – начало 90-х гг. XVIII в. и совпал со временем, когда префектом типографии был Мелетий Оссуховский, придавший ее деятельности ярко выраженный коммерческий характер. Одним из заказчиком старообрядческих изданий был купец из Стародубья П.И. Губарев. Всего к началу 90-х гг. XVIII в. в Супрасле было напечатано около 70 старообрядческих изданий. Важной особенностью их оформления было использование наряду с досками, имитирующими дониконовские, также тех, что применялись в типографии для издания книг греко-католических и светских на польском и латинском языках.
Издание Поучений Ефрема Сирина и аввы Дорфея 1786 г. является перепечаткой московского издания 1652 г. Выходные данные указаны последнем листе. Это первое издание книги в супрасльской типографии, переиздававшееся впоследствии в 1787, 1788, 1789 и 1791 гг.
Ефрем Сирин (ок. 306–373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция; память – 28 января) –богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви. О его жизни известно крайне мало. Судя по его произведениям, он получил хорошее образование, включавшее и знакомство с античным языческим наследием. Его наследие чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык. Особое внимание Ефрем Сирин уделял нравственному учению. Именно в проповедях он раскрывает свой талант оратора, не используя излишние риторические формы, но неизменно переводя разговор в практическое русло. Часть его проповедей написаны в форме диалога учителя и ученика, часть – как последовательное объяснение того или иного фрагмента Библии. На русский язык до сих пор переведена лишь незначительная часть его наследия.
Авва Дорофей [Дорофей Газский; Дорофей Палестинский] († кон. VI в.; память – 5 июня), преподобный, подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен монастыря, располагавшегося недалеко от г. Газы, одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Родился, вероятнее всего, в Антиохии в нач. VI в. Получил образование в Газской школе, имел обширные знания в области философии, медицины. богословия. Стал иноком монастыря аввы Серида, находившегося под духовным руководством двух «великих старцев» – затворников преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (Прозорливца). Одним из его послушаний было заведование монастырской лечебницей. Не ранее 540 г. Дорофей оставил монастырьрь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой. Вскоре вокруг отшельника стали селиться ученики, ради которых ему пришлось основать монастырь близ Газы. Поучения аввф Дорофея являются увещаниями, преподанными им монахам новооснованного монастыря в устной форме, произнесенные в связи с различными днями богослужебного года.
Книга Поучений Ефрема Сирина и аввы Дорофея состоит из двух частей. Первая – включает 112 Поучений Ефрема Сирина, одного из самых авторитетнейших отцов церкви. Основная тема Поучений – покаяние и наставления о духовном спасении. В ряде Поучений рассматриваются вопросы символического значения креста и крестного знамения, что было актуально в Московском государстве в 40-х гг. XVII в. во время богословской полемики с католиками и протестантами. Также актуальными были пророчества Ефрема Сирина о пришествии антихриста и страшном суде, что отвечало обострившимся эсхатологическим настроениям в середине XVII в. Именно эсхатологические взгляды Ефрема Сирина стали основой учения старообрядцев о царстве антихриста. Поэтому сочинения Ефрема Сирина получили широкое распространение в старообрядческой среде. Вторая часть книги – поучения аввы Дорофея, включающие 10 Слов, дополняющих темы, затронутые в поучениях Ефрема Сирина – о праведной жизни истинного христианина, о спасении души, о праведной монашеской жизни. Обе части книги принято было читать Великим постом: сочинения Ефрема Сирина на утрени по стихологиям, а поучения аввы Дорофея – за трапезой.
Быстрый переход к произвольному лоту: