Лот №2. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии
Эстимейт: 200000 - 220000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Цена продажи: 200000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Описание
Триодь цветная. – М.: Печ. Андроник Тимофеев Невежа, 24 нояб. 1591 (26 авг. 7098 – 24 нояб. 7100)
Триодь цветная. – М.: Печ. Андроник Тимофеев Невежа, 24 нояб. 1591 (26 авг. 7098 – 24 нояб. 7100). – 1–236, 1–81, [1] пуст., 1–247, [1] пуст. [т.е. 566] л.; 2°. – Строк: 24. – Шрифт: 89 мм.
Орнамент: заставок 26 с 10 досок; инициалы; вязь.
На полях многочисленные лигатуры имени евангелиста Марка.
В заставках буквы «Н А» [Невежа Андроник] (л. 115, 191 об. 3-го сч.); «П АН М» [Печатный Мастер Андроник Невежа] (л. 224 3-го сч.).
Печать: Двухкрасочная в два прогона.
Набор: На л. 136 об. 3-го сч. – слепой оттиск линейки, составленной из разных литер.
Имеются варианты набора и оформления (Зернова, 1958, с. 17; Лукьяненко, 1993, с. 207–208).
Библиография: Сопиков, 1813 № 1535; Кеппен, 1826, с. 299 № 277 (датирует 1592 г.); Соколов, 1832, с. 5 № 98 (датирует 1592 г.); Строев, 1836 № 28; Ундольский, 1848 № 42; Сахаров, 1849 № 87; Каратаев, 1861 № 104; Ундольский, 1871 № 112; Попов, 1872 № № 29; Каратаев, 1878 № 113; Каратаев, 1883 № 127; Родосский, 1891 № 26; Зернова, 1958 № 11; Горфункель, 1970 № 15; Лабынцев, 1979 № 108; Осипова, 1980 № 4; Поздеева, 1981 № 8; Амосов, 1983, с. 12; Осипова, 1985 № 4; Алексеева, 1993 № 33; Лукьяненко, 1993 № 101; Починская, 1995 № 378, 703, 892; Лукьянова, 1996 № 4, 4.1–4.10; Гусева, 2003 № 115; Немировский, 2012 № 203.
В библиографии известно: 71 экз. и 2 фрагмента.
Сохранность: Экз. дефектный. Нет л. 212–215 1-го сч., 25–32 3-го сч. Л. 1 1-го сч. монтирован. Л. 188–189, 196, 198, 202, 207–211, 217 1-го сч., 42, 43, 56, 57 2-го сч., 11, 188 3-го сч. реставрированы (XIX в.); л. 208 1-го сч., 59, 119 3-го сч. – утрачены нижние углы листов; л. 243 3-го сч. – оторван от блока.
Л. 25–32 реконструированы рукописным текстом (полуустав, киноварь).
Пометы: 1) «Навечерни говорить стихов 6, на полунощницѣ троп(арь) по первої сла(ва), по 2 ї кои м(и)л(ос)твы по нї и говорї прокименъ въ Триωди» (Л. 2 1-го сч., полуустав). 2) «Троп(арь) въ утрѣне» (Л. 6 1-го сч.). 3) «Г(оспо)ди м(еня) сподоби» (Л. 27 1-го сч.). 4) «Г(оспо)ди поми(луй) м(еня)» (Л. 28 1-го сч.). 5) «ектенїѧ Спо(до)би Г(оспод)и назади стихи» (Л. 76 1-го сч.). 6) «Сподоби Г(оспод)и стих(и)ры впереди» (Л. 94 1-го сч.). 7) «Настиховнѣ» (Л. 95 1-го сч.). 8) «Троп(арь) екти(нии) и отпускъ» (Л. 173 1-го сч.).
Переплет: доски, кожа, блинтовое тиснение; 2 застежки утрачены; корешок монтирован.
Экземпляр особой ценности. Книга обладает высокой культурной, художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Триодь цветная, напечатанная Андроником Тимофеевым Невежей 24 ноября 1591, стала продолжением издания комплекта Триодных книг, последовала за Триодью постной, вышедшей 8 ноября 1589 г. Это первая датированная Триодь цветная, изданная в Московском государстве. В послесловии к Триоди цветной Андроник Тимофеев Невежа говорит об исправлении книг во времена правления царя Федора Ивановича. Упоминаются царица и великая княгиня Ирина и патриарх московский Иов. Он отмечает, что «в богоспасаемом царствующем великом граде Москве… святыя книги свидетельствованы и исправлены понеже во многих летех от преписующих неученых человек неправлены». Заканчивается послесловием указанием на мастеров, напечатавших книгу «Триодь цветоносную»: «Снисканием и труды мастера Андроника Тимофеова сына Невежи многогрешна пред богом и человеки, и прочих сработников».
Андроник Тимофеев Невежа (дата рождения неизвестна – между 30 нояб. 1602 и 29 апр. 1603) – московский типограф, автор послесловий к старопечатным книгам, гравер. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» называет его «учеником» первопечатников Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги». В течение своей жизни Андроник Тимофеев Невежа последовательно работал в трех типографиях, причем две из них основал самостоятельно. Первая из них создана в Москве, в которой он работал совместно с Никифором Тарасиевым в 1567–1568 гг., т. е. через два года после отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское. Здесь была напечатана Псалтирь, вышедшая в свет 20 декабря 1568 г. Типография Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежи погибла в московском пожаре 1571 г. В 1576 г. по повелению царя Ивана IV Васильевича (Грозного) Андроник Тимофеев перенес типографию в Александровскую слободу, где напечатал Псалтирь, вышедшую 31 января 1577 г. С именем Андроника Тимофеева Невежи связано возобновление книгопечатания в Москве после двадцатилетнего перерыва. В 1587 г. он приступил к устройству государственной типографии – Московского Печатного двора. Выпустил здесь, по крайней мере, десять изданий. Стал первым московским мастером, который указал тираж напечатанной им книги (1050 экз. Апостола, вышедшего в свет 4 июля 1597 г.). В послесловии к каждой из книг помещены выходные сведения, содержится традиционная просьба к читателям о снисхождении к труду печатников, а также указано имя главного типографа: «труди и тщанием мастера Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих сработников». Свое имя типограф обозначил инициалами в заставках в Триоди цветной (1591). Типографскую мастерскую Андроника Тимофеева Невежи унаследовал его сын Иван Андроников Невежин.
Быстрый переход к произвольному лоту: