Лот №14. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии

Эстимейт: 20000 - 22000 руб.
Цена продажи: 20000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года


Описание
Обиход. – конец 10-х – 20-е гг. XIX в.
Обиход. – конец 10-х – 20-е гг. XIX в. Рукопись. – 4° (21 х 16,5 см). – [225] л. – Полуустав XIX в. – Киноварь. – Нотация знаменная с киноварными пометами. Украшения: Заставка: рама четко выражена, фон – штриховка пером; растительные мотивы, птица; краски: красная, желтая, зеленая, голубая – л. 1. Инициал «И» выполнен киноварью, каркас буквы украшен растителоьными мотивами – л. 2 об. Киноварью выполнены «малые» инициалы. Вязь: штамбовая, киноварь, первая буква, украшенная растительными мотивами, выполнена черной краской – л. 1. Киноварью написан текст на л. 1–2, а также начальные строки разделов рукописи. Начало текста: «Книга глаголемаѧ ωбиходъ, сирѣчь, начало всенощнаго бдения, еже неоусыпно славословїе воздати на херувимѣхъ сѣдѧщему превѣчному ц(а)рю,». Бумага: белая. Филиграни: Литеры: «М М Ф О», год: «1818» – Клепиков, 1968 № 452. Сохранность: утрачены первые два листа (фолиация рукописи начинается с 3 листа). Переплет: доски с фасками, кожа, тиснение золотом; 2 застежки. На корешке тиснением: «Обиходъ певчій». Обрез: малиновый, с тиснением. Закладка: вложена лента из красного шелка.   Рукопись обладает высокой историко-культурной, материальной ценностью. Представляет рукописную народную традицию певческих старообрядческих памятников письменности.    Певческая книга «Обиход» как особый тип сложилась приблизительно к середине XVI в., что было связано с переходом на рубеже XIV–XV веков к совершению богослужений по Иерусалимскому уставу вместо Студийского и введение певческого исполнения тех текстов, которые ранее читались. Появление Обихода стало знаком происшедшей смены одного этапа истории русского богослужения другим; сформировавшись, эта книга закрепила в письменной традиции певческую часть служения по Иерусалимскому уставу на Руси и дала некоторый эталон, образец песнопений для этого типа богослужения.  В Обиход входили песнопения, исполнявшиеся в богослужениях ежедневно или в длительные периоды времени, в седмичные дни или в «недели». Это были «обиходные» (постоянные) песнопения, созданные «на случай», и те которые не вошли в другие книги. Известно, что из служб каждого дня песнопения брались из разных книг. Избирательность состава Обихода стала его специфической чертой. Состав Обихода постоянно варьировался. Основу Обихода составляют песнопения Всенощного пения (вечерни и утрени), обычной литургии Иоанна Златоуста, исполнявшихся в период Великого Поста литургии Преждеосвященных даров и Василия Великого и Пасхи. Название книги было взято из обыденной речи и отразило обиходный, повседневный характер песнопений этой книги, и установилось после того, как она сформировалась, появляется впервые в нотированных рукописных книгах только в первой половине XVII в. Книга «Обиход» получает распространение у старообрядцев. Со второй половины XVIII в. певческое дело переходит в низовую среду; певцами и создателями певческих рукописей становятся крестьяне, заводские рабочие и жители, городские низы. Они пишут певческие книги на заказ для горожан – обывателей, купцов, заводских, либо для собственных нужд, обучения мальчиков, что находит отражение в оформлении рукописей. Литература:  Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядцев. Екатеринбург, 1999.  
Перейти на первую страницу каталога
Быстрый переход к произвольному лоту:
Заочная ставка





×