Лот №1. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии
Эстимейт: 550000 - 800000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Цена продажи: 1250000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Описание
Триодь постная. – Первая треть XV в.
Триодь постная. – Первая треть XV в.
Рукопись. – 4о (19,7 х 14 см). – [219] л. – Полуустав нач. XV в. – Киноварь.
Почерк: Два вида почерка. Основной текст рукописи написан четким книжным полууставом нач. XV в. на бумаге с филигранью «колесо». Вторым – тексты дополнений (на вставных тетрадях). Вероятно, второй почерк принадлежал тому же писцу (но с использованием чернил и киновари иного состава).
Украшения: Киноварь: Первые строки заголовков чтений на каждую неделю выполнены крупными киноварными буквами с элементами вязи.
По всему тексту начала стихов и чтений отмечаются малыми киноварными инициалами, выполненными пером; часть инициалов орнаментирована, некоторые инициалы двойного контура.
Филиграни:
1) Колесо – вида, очень близкого к знаку бумаги, на которой написана рукопись первой трети XV в. (Сборник богослужебный из Собрания Библиотеки Новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки) – Шварц № 605. Это основная филигрань рукописи, следующие филиграни представлены на вставных тетрадях и листах.
2) Цветок (четыре цветка на одном стебле) – вида, близкого к знаку бумаги, на которой в 1431 г. закончена работа над рукописью Поучений Исаака Сирина и аввы Дорофея в Новгородском Лисицком Рождество-Богородицком монастыре – Лихачев № 959.
3) Дракон – вида, схожего со знаками бумаги, на которой в 1431 г. закончена писаться указанная выше рукопись – Лихачев № 958.
4) «Три горы» – вида, схожего со знаками бумаги, на которой в 1426 г. закончено создание рукописи на Афоне (Беседы Иоанна Златоуста, сербская) – Лихачев № 897–898, 901–902.
5) Агнец пасхальный – вида, схожего со знаками бумаги западно-европейских документов первой трети XV в. – Брике № 19 (1419 г.), № 20 (1423–1437 гг.).
Состав: Первое полностью сохранившееся чтение в рукописи – на вторник 2 недели, на заутрени («В вторник 2 нед(ели) на заоутр(ени)»).
Заканчивается рукопись чтением – в пятницу 3 недели на заутрене, обычно поем 61 псалме («В пѧт(ок) 3 нед(еди) на заут(рени) ωбычно поем 61 ѱалмѣ»).
Рукопись содержит чтения на вторую, третью, четвертую и пятую недели Великого поста. Чтения располагаются с нарушением календарной последовательности.
Сохранность: Начало и конец рукописи утрачены.
В целом сохранность бумаги хорошая. В рукописи были использованы половинки листов (сохранились оригинальные необрезанные края бумажных листов).
При обрезе пострадали маргиналии на полях.
Записи и пометы: Большое количество вставок и маргиналий на полях, зачеркивания и исправления текста, свидетельствующих о текстологической (редакторской) работе писца над рукописью.
Записи и пометы в тексте и на полях (вставки в текст, дополнения) выполнены, в основном мелким полууставом, очевидно, самим писцом рукописи; имеются и ряд записей полууставом, более крупным, чем основной текст. В ряде записей можно предположить оригинальные замечания писца-составителя или редактора рукописи. Например, на л. 73: «Таже да исправь. В той же пяток на повечерии поем служебную Минею, сиречь прилучившагося святого неделя…».
«Сия книга...» – л. 35 об. – 36 (синие акриловые чернила, XX в.).
Переплет: картон, коленкор синего цвета с тиснением на верхней крышке (XX в.). Блок выпадает, держится на первом форзаце. Форзацные и нахзацные листы – с орнаментом, современные переплету.
Данная рукопись Триоди постной – уникальный образец древнерусской письменности, позволяющей реконструировать творческую лабораторию книжника начала XV в. Представляет большую научную, культурную ценность. Относится к числу редчайших образцов древнерусской письменности.
Триодь – богослужебная книга православной церкви, содержащая трехпесенные каноны («трипеснцы»), откуда и происходит ее название.
Триодь постная включает службы на дни Великого поста и Страстной седмицы, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно. Содержит песнопения в основном византийских авторов VI–IX вв., среди которых: Роман Сладкопевец, Андрей Критский, епископ Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый, патриарх Илья III, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец и др. (имена некоторых авторов упоминаются в ряде заголовков данной рукописи).
Рукопись представляет собой ценнейший памятник отечественной письменности и культуры в целом, не только благодаря своей древности. Неизвестный писец первой трети XV в., очевидно, опытный книжник (возможно, начавший свою деятельность еще в конце предыдущего XIV столетия – об этом свидетельствует тип его почерка), поставил перед собой задачу дополнить и усовершенствовать текст Триоди постной, первоначально имевшийся в его распоряжении. Для этого им, очевидно, использовались древнейшие русские (созданные до монгольского нашествия) или славянские (болгарские) рукописи. Об этом можно заключить исходя из включения с составе богослужений данной рукописи паремий – чтений из Ветхого Завета. Как определила исследовательница славянских богослужебных книг М.А. Момина, паремии, внесенные впервые в византийские Триоди в XII в., имеются только в двух сохранившихся болгарских рукописях XIII в,, в большинстве же славянских и древнерусских рукописей XII–XIV вв. их нет (Момина М.А. Постная и Цветная Триоди // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 389–419).
Появление этой рукописи, представляющей собой своеобразный творческий черновик, с которого затем, очевидно, снимались копии, связано с эпохой общего подъема отечественной культуры, начавшегося после победы в Куликовской битве 1380 г. Академик Д.С. Лихачев определял новые явления в древнерусской культуре (возобновление строительства белокаменных храмов, творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Епифания Премудрого) как Предвозрождение, связанное с взаимодействием России с Византией и южнославянскими странами – Болгарией и Сербией. Данная рукопись показывает эти взаимодействия и в литургических памятниках.
Быстрый переход к произвольному лоту: