Лот №148. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии
Эстимейт: 40000 - 42000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года
Описание
[Конволют] Три челобитных справщика Савватия, Саввы Романова и монахов Соловецкого монастыря (Три памятника из первоначальной истории старообрядчества). СПб.: изд. Д.Е. Кожанчикова; тип. т-ва "Обществ. польза", 1862.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное / под ред. Н.С. Тихонравова. СПб.: изд. Д.Е. Кожанчикова, 1861.
[Конволют] Три челобитных справщика Савватия, Саввы Романова и монахов Соловецкого монастыря (Три памятника из первоначальной истории старообрядчества). СПб.: изд. Д.Е. Кожанчикова; тип. т-ва "Обществ. польза", 1862. 181 с.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное / под ред. Н.С. Тихонравова. СПб.: изд. Д.Е. Кожанчикова, 1861. 118 с.
18 х 12,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Потертости, временные пятна.
Шестилетнее управление Никоном русской церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается предпринятое патриархом исправление церковных книг.
Савватий (в миру Терентий Васильев по прозвищу Тейша; XVII век) был одним из первых руководителей церковного раскола после реформ патриарха Никона. Служил в придворной церкви в Кремле; был монахом, а затем иеромонахом Чудова монастыря. В 1634 г. был принят на печатный двор справщиком, где служил до 1652 г. В 1660 г. подал царю челобитную «о книжном исправлении», обвиняя справщиков в умышленном искажении текста Священного Писания. За это Савватий был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда в 1661 г. послал царю новую, более обширную челобитную, напечатанную Д. Кожанчиковым в 1862 г.
Соловецкое восстание (1668-1676 гг.) получило широкое освещение в старообрядческой литературе, а одним из самых популярных памятников этой литературы в XVII в. была первая челобитная, отправленная монастырем в Москву. Эта «челобитная Соловецкого монастыря» доказывала, что новые книги перепечатаны «богопротивно и развращенно», что во всех новшествах, вводимых по почину Никона, виноваты греки, соблазнившиеся латинской ересью. Челобитчики писали, что греки «учат нас той новой и неслышанной вере, яко же незнающих Бога – мордву или черемису. Мы же, богомольцы твои государевы, аще и многогрешны есмы, но обаче держим истинную и самим Господем нашим Исус Христом преданную веру…»
Очередная попытка отменить преобразования патриарха Никона и восстановить старые церковные порядки была сделана в 1682 г. в ходе Стрелецкого восстания. Активисты от старообрядцев собрались в Москве и проповедовали в стрелецких полках возврат к старой вере, чем начальник Стрелецкого приказа князь И.А. Хованский воспользовался для достижения своих целей. Ученик Аввакума монах Сергий привез экземпляр пространной петиции в Москву соловецких монахов, написанной ими в 1667 г., которую использовал в качестве основы при составлении более короткого прошения, краткого изложения доводов в защиту истинного православия. Это резюме обсуждали на нескольких тайных собраниях делегатов от старообрядческих фракций стрельцов, монахов и нескольких мирян, среди которых самым выдающимся был Савва Романов. Будучи свидетелем событий со стороны раскольников, он сам принимал деятельное участие в их действиях, а затем и описал оные. Текст записей Саввы Романова приведен в данном издании.
У Н.Б. про «Три челобитных…» написано: «Книга весьма интересна для старообрядцев, была почти вся скуплена ими. Редкость».
Сочинения протопопа Аввакума (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произведение Аввакума – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - было создано в 1672-1673 гг. в Пустозерской тюрьме и признано литературным памятником культуры мирового значения. Данное издание «Жития…», вышедшее в 1861 г. под редакцией Н.С. Тихонравова, является первым печатным изданием «Жития…». Редкость.
Н.Б. № 622 («Три челобитных…»), Книгохранилище Минцлова № 1232 («Житие протопопа Аввакума»).
Быстрый переход к произвольному лоту: