Лот №4. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии

Эстимейт: 900000 - 1100000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года


Описание
[Симеон Полоцкий]. История, или действие евангельския притчи о блудном сыне, бываемое лета от рождества христова 1685. – [М., 40-е гг. XVIII в.]
[Симеон Полоцкий]. История, или действие евангельския притчи о блудном сыне, бываемое лета от рождества христова 1685. – [М., 40-е гг. XVIII в.] / Грав. на меди. – 56 л., 8 подклеек к листам 25, 30, 40–43, 46, 47 (текст.): ил.; 8°.  Издание цельногравированное на меди. Грав. и текст отпечатаны с одной стороны. Иллюстрации: 37 гравюр на меди. Фолиация с ошибками. Библиография: Каратаев, 1861 № 927; Ундольский, 1871 № 1023; Отчет МПРМ, 1877, с. 29, № 40; Ровинский, 1881 № 696; Ровинский, 1895, Стб. 60–64 1-го сч.; Сидоров, 1951, с. 275–276, 369, № 138; Клепиков, 1964, с. 155–156, 174, № 12; Смирнов-Сокольский, 1969, с. 38, № 36.   Сохранность: Экз. деф., нет л. 1, 3, 65, подклеек к листам 30, 40, 41. Вложены репринтные копии утраченных листов 2, 65; подклеек к листам 30, 40, 41 Записи: «№ 780. θ. Т. В.» – форзацный л. (чернила)»; «У Ровинскаго томъ 3-й № 696» – форзацный л. (карандаш); «При царе Федоре Іоанновиче 1585 года. Сочинение іермонаха Семеона Полоцкаго первое въвѣденіе въ Росіи театра царемъ Алексіемъ Михаиловичемъ» (первоначально написано «Феодоровичемъ», той же рукой зачеркнуто «Феодоро-» и сверху надписано «Михаило-») – 2-й форзацный л. (чернила); «1585 года» – л. 4 (чернила); «Се часъ второй» – л. 20 (чернила); «1585 года при царе Федоре Іоанновиче сочиненіе іермонах(а) Семеона Полоцкаго завидиніе театравъ и первыхъ играніи въ нихъ ети стихи употреблены царемъ Алексиемъ Михаиловичемъ» – л. 33 об. (чернила). Переплет: картон, обклеенный синей бумагой (на верхней крышке и корешке бумага практически утрачена. Книга в футляре из картона и коленкора.   Экземпляр особой ценности, обладает высокой историко-культурной, литературно-художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. Большая редкость.   Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) получил образование в Киево-Могилянской коллегии. В 1656 г. он принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре, а затем стал учителем в Полоцкой братской школе. В 1664 г. он переехал в Москву, где, по царскому указу, стал обучать латинскому языку подьячих приказа тайных дел. В 1665 г. он поднес царю Алексею Михайловичу «о новодарованном сыне государе царевиче и великом князе Симеоне Алексеевиче благоприветствование». Составленное стихами, оно было благосклонно принято царем и послужило началом деятельности Симеона в роли первого русского придворного поэта. Симеон Полоцкий стал первым русским драматургом, написав значительное число «декламаций». Они прочно вошли в придворный обиход при дворе царя Алексея Михайловича, а позже и при дворе Федора Алексеевича. В 1670-х гг. Симеон Полоцкий от простейших форм школьной драматургии – «диалогов» и «декламаций» – перешел к форме более сложной – драме. От этого времени дошли до нас две его пьесы в стихах: «Комедия о Навходоносоре царе» и «Комедия притчи о блудном сыне». В литературном отношении наиболее интересна вторая пьеса, написанная на популярный в школьной драматургии евангельский сюжет притчи о блудном сыне, который ушел из родительского дома, растратил все свое состояние, а затем, раскаявшись, вернулся домой и был радостно принят отцом. Пьеса состоит из пролога, эпилога и шести действий или «частей». Предполагают, что ближайшей причиной, побудившей Симеона Полоцкого избрать именно этот сюжет для своей «Комедии о блудном сыне», был исторический факт – бегство за границу в 1660 г. сына царского любимца А.Л. Ордина-Нащекина, вызвавшее немало толков в Москве и упреков по адресу огорченного отца. Пьеса пользовалась большой популярностью и в XVIII в., что привело к появлению цельногравированного издания, выдержавшего, по крайней мере, три переиздания. В библиографии часто «Историю, или действие евангельской притчи о блудном сыне», имеющую на титульном листе дату «1685», относят к изданиям XVII в. Д.А. Ровинский полагал, что гравюры выполнены по инвенциям (рисункам) Пикара отца, им самим и под его смотрением граверами Леонтием Буниным и Григорием Тепчегорским. С.А. Клепиков убедительно доказал, что картинки «Притчи о блудном сыне» близки к иллюстрациям Мартына Нехорошевского, работавшего в 1740–1750-х гг. Клепиков проанализировал шрифт «Притчи…», сопоставив его с ранними образцами шрифтовых работ и с образцами средины XVIII в., показал, что шрифтовое оформление ближе к «Житию Эзопа» (1750) и «Брюсову календарю» (1740-е гг.), чем к шрифтам «Правил о пяти чинах архитектуры» (1709). Также он обратил внимание на то, что костюмы зрителей не соответствуют одеждам конца XVII в. Выводы С.А. Клепикова подтвердили исследования А.А. Сидорова. Таким образом, памятник в современной библиографии датируется 40-ми гг. XVIII в. Данный экземпляр интересен комплексом записей, выполненных одной рукой, очевидно владельцем книги в XIX в. Так как в экземпляре утрачен титульный лист, видимо, ошибочно, автор записей считал, что книга была создана в 1585 г. при царе Федоре Ивановиче. Дата 1585 г. повторена в записях трижды. Это привело к некоторым историческим противоречиям в текстах записей. Их автор справедливо отмечал, что первый театр в России появился при царе Алексее Михайловиче, где разыгрывали пьесы («стихи»), сочиненные придворным поэтом «иеромонахом Симеоном Полоцким». А дата на титульном листе «1685» (не знакомом автору записей) говорит о том, что пьеса была, видимо, была поставлена в этом году, при царе Федоре Алексеевиче.
Перейти на первую страницу каталога
Быстрый переход к произвольному лоту:
Заочная ставка





×