Лот №18. Аукцион № 20. Аукцион № 20. Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии

Эстимейт: 20000 - 40000 руб.
Начало: 11 декабря 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 декабря 2013 года


Описание
Житие Василия Нового. – М.: Единоверческая типография, 25 янв. 1902.
Житие Василия Нового. – М.: Единоверческая типография, 25 янв. 1902. – 1-е изд. – 168 л.; 4°. – Строк: 16, 15.  Орнамент: заставок 2 с 2 досок; инициал; ломбарды.  Печать: двухкрасочная в два прогона. Бумага: голубая, без филиграней. Перепечатка издания типографии Ф. Карташева в Клинцах (ок. 1795 г., в выходных сведениях – Почаев, 1794). На л. 164 об.: «Книга // життїѧ // и Ѿчасти чюдесъ сказане, // Пр(е)п(о)д(о)бнагω Василїѧ новагω, // и видѣнїе оученика егω григорїѧ, // взѧтаѧ // изъ рукописной минѣи четїи // С(вя)тѣйшагω Макарїѧ // Митрополита московскагω. // Тѵпомъ издана в тѵпографїи поча//евской. въ лѣто 7302 е. // А съ оной напечатпсѧ второе в тѵпо//графи съ Верховнаго дозволенїѧ.». Выходные сведения на л. 168–168 об.: «начата бысмть печататисѧ сїѧ книга житїѧ и Ѿчасти чюдесъ сказанїе, пр(е)п(о)д(о)бнагω Василїѧ Новагω, и видѣнїе оученика еге Григорїѧ, первымъ тисненїемъ, въ ц(а)рьствующемъ великомъ градѣ Москвѣ, при С(вя)то Троицко Введенской ц(е)ркви, въ тѵпографїи единовѣрцевъ, в лѣто Ѿ сотворенїѧ міра 7410, Ѿ р(о)ж(де)ства же по плоти б(о)га слова 1902, индикта 15, м(е)с(я)ца генуарїѧ въ 15 день, на памѧть пр(е)п(о)д(о)бныхъ о(те)цъ нашихъ Павла θивейскаго, и Іωанна Кушника. // Совершена же бысть, того же лѣта, и того же м(е)с(я)ца въ 25 день, на памѧть иже во с(вя)тыхъ Ѿца нашегω, Григорїѧ Б(о)гослова, патріарха Константинѧ града. Съ книги печатаной въ тѵпографїи почаевской.». Библиография: Починская, 1995, с. 24, № 145.  В библиографии описан один экземпляр.   Сохранность: экз. полный. Запись: «Сия книга Стифана Ларионова сестри Монован» – нахзацный л. Пометы читательские: «Зрї» – л. 135 (полу устав, красный карандаш);  «талантъ» – л. 146 (полу устав, карандаш); «чтї сїе» – л. 147 (полуустав, карандаш». Переплет: доски, кожа, блинтовое тиснение; 2 застежки утрачены: корешок монтирован светлой кожей.   Экземпляр представляет собой первое издание Жития Василия Нового  Единоверческой типографии, обладает высокой исторической, культурной, художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.   Старообрядческая Единоверческая типография при Московской Троице-Введенской церкви была учреждена по указу Св. Синода 31 декабря 1818 г. для печатания богослужебных книг в дореформенной редакции. Постановлением Св. Синода 1820 г., были изданы правила о порядке печатания книг. Этими правилами было предписано: иметь при типографии двух или трех попечителей по выбору единоверцев и двух надзирателей из духовных особ по выбору епархиального архиерея и утверждению Синода; каждую книгу, предположенную к печати, представлять епархиальному Преосвященному, который поручает ее духовным надзирателям поверить и сличить с книгами, хранящимися в синодальной или типографской библиотеках; печатать так поверенную книгу не иначе, как после подписи каждого исправленного корректурного листа одним из духовных смотрителей. Типография подчинялась Московской духовной консистории и московскому архиерею, при ней также действовал совет попечителей из единоверцев. Попытки вести самостоятельную издательскую деятельность натыкались на сопротивление духовных властей, которые оказывали определяющее влияние на репертуар изданий. Распространение книг Единоверческой типографии было весьма велико, как видно из отчетов Обер-Прокурора Св. Синода. Так, в 1849 г. из единоверческой Московской типографии выпущено 7200 экз. книг, в 1854 г. – 9600 экз. Единоверческая типография приносила Троицкой старообрядческой церкви доход ежегодно 30–40 тысяч рублей. Просуществовала она до 1918 г. Житие Василия Нового – переводной памятник византийской агиографии X в., написано его учеником Григорием, которого многие исследователи считают мирянином, имевшим поместье близ фракийского г. Редест, хотя из текста жития скорее следует, что этими землями владел господин Григория. В ряде рукописных списков жития Григорий назван «мнихом». Существует также мнение, что вопреки рукописной традиции, приписывающей Григорию Житие Василия Нового, он не является автором этого произведения. Само Житие получило в византийской и славянской письменности широкую известность благодаря содержащимся в нем рассказам о хождении св. Феодоры (кормилицы патриция Константина, бывшей в услужении у св. Василия Нового) по мытарствам и о Страшном Суде. Эти рассказы, изложенные мнихом Григорием, в форме бывших ему по молитве Василия Нового видений, имели огромное влияние на эсхатологические воззрения древнерусской книжности.  Ученик Василия Григорий спрашивает его о судьбе умершей Феодоры. Святой дает возможность Григорию увидеть старицу во сне; она рассказывает ему о своей смерти, о борьбе за ее душу ангелов и демонов, о прохождении ею мытарств (испытаний в греховности), об увиденном ею рае и адских муках. В другом видении Григорий видит Страшный суд. В житии отражены события общественной и политической жизни Византии первой половины Х в. (восстание Константина Дуки в 913, смерть Христофора Лакапина, вторжение венгров на Балканы, нападение русского флота на Константинополь в 941 году). Со 2-й пол. XVII в. Житие Василия Нового с его развитой и чрезвычайно выразительной эсхатологией обретает второе рождение у старообрядцев в связи с ожиданием близкого конца света и пришествия Антихриста. С конца XVIII в. житие неоднократно издавалось старообрядческими типографиями, выдержав до рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. не менее 6 изданий (первое вышло ок. 1795 г. в типографии Ф. Карташева в Клинцах (на титуле – Почаев, 1794). В 1901 г. в Единоверческой типографии готовят к изданию популярный в старообрядческой среде памятник «Книгу жития и отчасти чудес поведание преподобного и богоносного отца нашего Василия Нового, списано Григорием мнихом, учеником его». В основу издания был положено первое печатное издание Жития, напечатанное в типографии Карташева в Клинцах и представлявшее собой редакцию памятника из Великих Миней четьих (XVI в.) московского митрополита Макария. Вышла из печати книга 15 января 1902 г. и была весьма востребована читателями-старообрядцами.
Перейти на первую страницу каталога
Быстрый переход к произвольному лоту:
Заочная ставка





×