Обращаем Ваше внимание, что изменились часы работы бухгалтерии: вт.-суб. с 11:00 до 19:00

Лот №14. Аукцион № 25. Аукцион № 25. Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и плакаты

Эстимейт: 12000 - 13000 руб.
Начало: 03 апреля 2014 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 03 апреля 2014 года


Описание
Конволют: Страсти Христовы. (Львовская типография, 7301). [Клинцы: Тип. Федора Карташева, после 1792].
[1]–[2], 1–130, 133, 132–178 [т.е. 180] л.; 4°. Строк: 16. Шрифт: 87 мм. Орнамент: заставок 31 с 8 досок; ломбарды; наборные украшения. Печать: Двухкрасочная в два прогона. Выходные сведения на л. 178 об.: «Сіѧ с(вя)таѧ и б(о)годохновеннаѧ книга, // нарицаема стр(а)сти Хр(и)стовы. напеча//тасѧ в типографїи львовской. // въ лѣто, 7301, году.». Библиография: Чернышева, 1972 № 488; Запаско, Ісаєвич, 1984 № 3700; Вознесенский, 1991 № 22; Емельянова, 2010 № 207. В библиографии известно 7 экз.   Сохранность: Экз. полный. Цветник. (Вильна: Типография Академии, 1791). [Вильна: Тип. Троицкого монастыря, 1791]. 1–83, 83–91 [т.е. 92] л.; 4°. Строк: 16. Шрифт: 89 мм. Орнамент: заставок 3 с 2 досок; ломбарды. Печать: Двухкрасочная в два прогона. Выходные сведения на л. 91 об.: «Сиѧ книжица цвѣтникъ, из//дадесѧ типом, в друкарни его ко//ролевскаго величества, в Вил//нѣ, во академїи. // 1791. года.». Библиография: Барсуков, 1871 № 288; Попов, 1872 № 484; Головацкий, 1874 № 175; Родосский, 1898 № 342; Миловидов, 1908 № 138; Голенченко, 1961 № 138; Голенченко, 1986 № 343; Вознесенский, 1991 № 231; Афанасьева, 1993 № 128 Емельянова, 2010 № 20. В библиографии известно 12 экз.   Сохранность: Экз. полный. Записи: 1) «Василей Павлычь папа скончался 18 марта, папа именіник 28 февраля, Леша скончался 11 мая, именинник Леша 18 мая,  Саша скончался 11марта, именинник 10 іюня, дедушко Степан скончался 4 сентебря, именинник 22 июня, бабушка Настасья скончалась 22 декабря, именинница 10 марта, дедушко Павелъ скончался 13 августа, именинник 16 января» – форзацн. л. (синие чернила); 2) «Цветник кон. XVIII – нач. XIX в. 12 т.р.» – Цветник. л. 91 об., (карандаш). Переплет: доски, кожа, блинтовое тиснение; 2 застежки утрачены; кожа на корешке утрачена; нижняя крышка оторвана от блока. Входящие в состав конволюта экземпляры обладают высокой культурной, научной, материальной ценностью; относятся к числу книжных памятников национального значения.  «Страсти Христовы» – литературное произведение, основанное как на канонических, так и на апокрифических источниках, в частности Евангелии Никодима. «Страсти Христовы» как самостоятельное литературное произведение появились на Руси во второй половине XVII в. и попали в Москву, видимо, из Киева, где были известны со втор. пол. XVI в. «Страсти Христовы» получили широкое распространение в старообрядческой традиции, известно большое количество рукописных списков, неоднократно переиздавались в старообрядческих типографиях. Федор Кузьмич Карташев, купец из посада Клинцы (ныне – город Брянской обл.), получил разрешение на заведение типографии 6 ноября 1786 г., однако до обыска клинцовских книгопечатен в конце января – начале февраля 1788 г., при котором у Карташева ничего не нашли, деятельность его типография была не очень активной: известно лишь одно, несомненно принадлежащее ей издание – Псалтирь с восследованием, печатание которой было закончено 5 июля 1787 г. Это издание оказалось единственным, в котором указывались настоящее время и место выхода книги, а также действительное имя типографа. В 1789–1797 гг. в типографии было издано более 60 изданий, в которых указывались ложные выходные данные с указанием в качестве места издания Почаева, Львова, Гродно, Супрасля, Кутейно. «Цветник» старообрядческий четий сборник, в котором содержатся наиболее важные для старообрядчества тексты. Подобные сборники состояли из различных выписок, изречений, душеполезных примеров, как правило объединенных одной или несколькими близкими темами. Среди текстов данного издания «Слово в неделю мясопустную об исходе души от тела, и о втором пришествии Христове» Кирилла архиепископа Александрийского, в котором раскрываются ключевые для средневековой православной концепции понятия загробного мира, мытарств и воздаяния, кончины мира и Страшного суда. Теме Страшного суда посвящено одно из популярнейших у старообрядцев сочинений «Слово о втором пришествии Христове и о Страшном суде и о будущей муце, и о умилении души» Палладия Мниха. Эти сочинения обязательно читались в неделю, предшествующую Великому посту для подготовки верующих к длительному покаянию. Кроме того, сборник включает «Сказание о явлении ангела господня в пустыни преподобному Макарию Египетскому», повествующее о видении знаменитого подвижника. Также сборник содержит «Слово о Федоре купце, иже взимая злато у жидовина, дав поручника образ Христов», заимствованное из проложных чтений на октябрь месяц – переводная повесть, распространенная в древнерусской книжности, в которой образно раскрывается тема силы православной веры. Типография Виленского Свято-Троицкого монастыря восходит к типографии Мамоничей, купленной монастырем в 20-х гг. XVII в. В 1628 г. была издана первая книга в этой типографии – Катехизис, после чего книгопечатание надолго прекратилось. Возобновлено было в конце XVII в., когда был издан Служебник, неполный по составу. И опять печатание книг прервалось вплоть до 60-х гг. XVIII в. Между 1777 и 1787 гг. были обновлены типографские материалы, которые монастырь купил в Варшаве в мастерской П. Завадовского. К началу XIX в. типография стала одной из крупнейших в западнорусских землях. Во многом благодаря тому, что печатались здесь книги по заказам старообрядцев. Так, с 1767 по 1812 г. типографией было издано более 60 кириллических книг, из них только 9 изданий были униатскими.
Перейти на первую страницу каталога
Быстрый переход к произвольному лоту:
Заочная ставка





×