Лот №7. Аукцион № 15. Редкие книги, рукописи и автографы
Эстимейт: 70000 - 80000 руб.
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Описание
Иоанникий Галятовский. Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий. Киев: типография Киево-Печерской лавры, 1669
. [1]—[18], 1—429, [1]—[5] [т.е. 452] л.; 4°. Страницы в линейных рамках; Строк: 25, 30. Шрифт: 63, 52, ок. 38 мм.
Орнаментика: 7 заставок с 6 досок; 3 концовки с 3 досок; 10 инициалов с 10 досок; наборные украшения.
Иллюстрации: Герб Иисуса Христа (тит. л. об.); герб российский (л. [4] 1-го сч.); беседа Христа с самаритянкою (л. 278 об.).
Вариант с посвящением царю Алексею Михайловичу.
Библиография: Сопиков, 1813 № 615—616; Строев, 1829 № 142; Ундольский, 1871 № 841; Родосский № 304; Сопиков, 1904 № 615—616; Тiтов, 1924, с. 413—416; Петров, 1958 № 247; Лобанов, 1975 № 56; Максименко № 255; Гусева, 1976 № 114; Боброва, 1978 № 466; Запаско, Ісаєвич № 457; Поздеева, 1980 № 567—568; Поздеева, 1981 № 195; Полонская, 1985 № 152; Шустова, 2004, с. 80—81; Бондар, 2008 № 95; Шустова, 2008, с. 483—486.
Сохранность: Экз. деф.: Нет: л. 3—5 3-го сч. Фрагменты: л. [1]—[2] 1-го сч. (тит. л. — сохранился фрагмент заставки; тит. л. об. — утрачены геральдические стихи). Частичн. сохр: [3]—[18] 1-го сч. (л. [4] 1-го сч. — утрачены геральдические стихи). Порваны: л. 1, 5 2-го сч.
Запись: «7 ноября Введен(ие) Бож(ией) М(а)т(ере), 7 января Рождество, 17 дек(абря) Варв(ары), 18 дек(абря) Саввы, 19 дек(абря) Николы» — синий карандаш, ХХ в. (форзацн. л.).
Пробы пера: «На его пресв...», «На его пресветлаго царскаго величества знамение» — чернила, скоропись XVIII в. (форзацн. л.).
Переплет: доски, кожа. На верхней крышке и корешке кожа частично утрачена. Нижняя доска наполовину утрачена, кожа утрачена.
Экземпляр обладает высокой культурной, художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Иоанникий Галятовский (ок. 1620—1688), ректор Киево-могилянской коллегии, архимандрит черниговского Елецкого монастыря, ученый, незаурядный писатель-проповедник, один из лучших стилистов своего времени, перу которого принадлежат сборники церковных проповедей, изложение теории проповедничества, ряд полемических произведений и др.
«Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий» является полемико-богословским сочинением, направленным против движения Саббатаи Цви. За год до ожидания конца света в 1666 г. один из членов еврейской общины объявил себя Мессией, несущим освобождение и избавление от рассеяния еврейскому народу. Мессианские настроения в еврейской среде были сильны с момента массовых погромов Богдана Хмельницкого, пришедшихся как раз на эсхатологический год еврейской литературы 1648 г. Уцелевшие члены общин Речи Посполитой увидели в Саббатаи Цви воплощение предсказаний об обретении в Судный день земли обетованной. Проповедь Саббатаи Цви привлекла значительное число последователей, собрав которых, он осуществил попытку возвращения в Святой Град. Саббатаи Цви направился в Иерусалим, который, в его версии, должен был отдан ему как царю иудейскому. Владетель Иерусалима, султан, приказал арестовать бунтовщика. В плену Саббатаи Цви принял ислам, а позже был казнен. Известия о Саббатаи Цви и его пророчествах о конце света в 1666 г. достигли и Московского государства, информация о нем собиралась в Посольском приказе и докладывалась Боярской Думе и царю Алексею Михайловичу.
Тема опровержения пророчеств Саббатаи Цви — актуальная для современников Галятовского, проблема которой родилась из личного жизненного опыта писателя, что он сам отмечал: «Милая и вдячная мне есть тая праца, которую по трудных и небезпечных дорогах, в князстве Руском и в князстве Литовском ездячи; и ущирбок здоровя и шкоды великии поносячи, и навчасов розных и долегливостей дознаваючи; и смерти ся окрутнои не поеднократ сподеваючи и обавляючи, и по розных местах и селах з жидами о Христе розмовляючи, и розныи книги для написаня моеи книги; Месия правдивый названои читаючи; поднялем» (л. [13] 1-го сч.). Сочинение Галятровский написал в 1667 г. на трех языках: «малороссийским, полским и латинским диалектом», опубликовал на «простой мове» в 1669 г., а на польском — в 1672 г. Оба издания посвящены царю Алексею Михайловичу и содержат геральдическую композицию «На его пресветлого царского величества знамение», включающую изображение государственной символики, стихов на герб и посвящения царю Алексею Михайловичу. В 1669 г. Иоанникий Галятовский направил издание Алексею Михайловичу, а в 1670 г. привез его в Москву лично. Сочинение получило широкое распространение в России.
Книга состоит из двух частей. В первой помещены свидетельства из Ветхого Завета о приходе Мессии — Иисуса Христа, а во второй — знаки и пророчества сивилл, которые подтверждают божественность Христа.
Впервые в кириллической печатной книге в этом издании на обороте титульного листа Галятовский помещает герб Иисуса Христа с геральдическими виршами, в которых объясняется его символика.
Быстрый переход к произвольному лоту: