Лот №16. Аукцион № 15. Редкие книги, рукописи и автографы
Эстимейт: 8000 - 9000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Цена продажи: 8000 руб.
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Описание
Ефрем Сирин и авва Дорофей. Поучения. (Супрасльская типография, 1789). [Супрасль: Тип. Благовещенского монастыря, 1789]
. 1—6, [1], 3—65, 76, 67, 78, 79, 70——314, [1]—[2], 1—8, 10—128 [т.е. 439] л.; 2°. Строк: 27. Шрифт: 89 мм.
Двухкрасочная печать.
Имеются варианты фолиации.
Орнамент: заставок 10 с 6 досок; концовок 7 с 5 досок, ломбарды, наборные украшения..
Иллюстрация: 1 гравюра — преп. Ефрем Сирин (л. 6 1-го сч. и 3 2-го сч.).
Библиография: Родосский № 324; Лабынцев, 1978 № 52; Голенченко, 1986 № 311; Вознесенский, 1991 № 342; Афанасьева, 1993 № 105; Cubrzyсska-Leonarczyk, 1996 № 351; Емельянова, 2010 № 134.
Сохранность: Экземпляр полный. Част. сохр.: л. 1 1-го сч.
Записи: 1) «23 мая 1915 года преставилась. Ефимьи вечноия память» (1-й форзацн. л., красные чернила).
2) «1915-го 23 мая преставилась Ефимя. Памить вечная» (4-й форзацн. л., чернила. Вначале записи написан год 1815 тем же почерком, дата замарана и ниже тем же почерком написано: 1915).
Переплет: доски, кожа, блинтовое тиснение. 2 застежки утрачены.
Экземпляр обладает высокой культурной, художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Супрасльский Благовещенский монастырь был основан новогрудским воеводой и маршалом Великого княжества Литовского Александром Ивановичем Ходкевичем в 1498 г. Он находился в двух верстах от местечка Супрасль Белостоцкого повета (сегодня — Белостокское воеводство, Польша). В конце XVII в. в монастыре при помощи Кароля Радивила была основана типография, первая книга в которой была напечатана в 1695 г.
В 70-х гг. XVIII в. типография Супрасльского Благовещенского монастыря второй, после типографии Виленского Свято-Троицкого монастыря, стала печатать на коммерческой основе книги для старообрядческих общих России. В истории печатания старообрядческих книг в Супрасле выделяют два периода. Первый — с начала 70-х до начала 80-х гг. XVIII в. связан с деятельностью купца Михаила Григорьевича Соловьева, который самостоятельно печатал книги, арендуя часть оборудования типографии. За это время было напечатано всего несколько изданий. Для своих изданий Соловьев изготовил доски, имитирующие московскую дониконовскую орнаментику, впоследствии он увез их в Варшаву, в типографию Петра Дюфора. Второй период пришелся на середину 80-х — начало 90-х гг. XVIII в. и совпал со временем, когда префектом типографии был Мелетий Оссуховский, придавший ее деятельности ярко выраженный коммерческий характер. Одним из заказчиком старообрядческих изданий был купец из Стародубья П.И. Губарев. Всего к началу 90-х гг. XVIII в. в Супрасле было напечатано около 70 старообрядческих изданий. Важной особенностью их оформления было использование наряду с досками, имитирующими дониконовские, также тех, что применялись в типографии для издания книг греко-католических и светских на польском и латинском языках.
Издание Поучений Ефрема Сирина и аввы Дорфея 1789 г. является перепечаткой московского издания 1652 г. Выходные данные указаны на последнем листе и встречаются в двух вариантах. В данном экземпляре: «Въ типографіи супрасльской году,
рождества Хр(и)стова 1788». Эта ошибочная дата (1788 вместо 1789) встречается в некоторых экземплярах, например в собрании Российской государственной библиотеки имеется три экземпляра этого издания в одном из которых указана ошибочная дата. Книга состоит из двух частей. Первая — включает 112 Поучений Ефрема Сирина, одного из самых авторитетнейших отцов церкви. Основная тема Поучений — покаяние и наставления о духовном спасении. В ряде Поучений рассматриваются вопросы символического значения креста и крестного знамения, что было актуально в Московском государстве в 40-х гг. XVII в. во время богословской полемики с католиками и протестантами. Также актуальными были пророчества Ефрема Сирина о пришествии антихриста и страшном суде, что отвечало обострившимся эсхатологическим настроениям в середине XVII в. Именно эсхатологические взгляды Ефрема Сирина стали основой учения старообрядцев о царстве антихриста. Поэтому сочинения Ефрема Сирина получили широкое распространение в старообрядческой среде. Вторая часть книги — поучения аввы Дорофея, включающие 10 Слов, дополняющих темы, затронутые в поучениях Ефрема Сирина — о праведной жизни истинного христианина, о спасении души, о праведной монашеской жизни. Обе части книги принято было читать Великим постом: сочинения Ефрема Сирина на утрени по стихологиям, а поучения аввы Дорофея — за трапезой. Поучения Ефрема Сирина и аввы Дорофея переиздавались в Супрасльской типографии четыре раза, в 1786, 1787, 1789 и 1791 гг.
рождества Хр(и)стова 1788». Эта ошибочная дата (1788 вместо 1789) встречается в некоторых экземплярах, например в собрании Российской государственной библиотеки имеется три экземпляра этого издания в одном из которых указана ошибочная дата. Книга состоит из двух частей. Первая — включает 112 Поучений Ефрема Сирина, одного из самых авторитетнейших отцов церкви. Основная тема Поучений — покаяние и наставления о духовном спасении. В ряде Поучений рассматриваются вопросы символического значения креста и крестного знамения, что было актуально в Московском государстве в 40-х гг. XVII в. во время богословской полемики с католиками и протестантами. Также актуальными были пророчества Ефрема Сирина о пришествии антихриста и страшном суде, что отвечало обострившимся эсхатологическим настроениям в середине XVII в. Именно эсхатологические взгляды Ефрема Сирина стали основой учения старообрядцев о царстве антихриста. Поэтому сочинения Ефрема Сирина получили широкое распространение в старообрядческой среде. Вторая часть книги — поучения аввы Дорофея, включающие 10 Слов, дополняющих темы, затронутые в поучениях Ефрема Сирина — о праведной жизни истинного христианина, о спасении души, о праведной монашеской жизни. Обе части книги принято было читать Великим постом: сочинения Ефрема Сирина на утрени по стихологиям, а поучения аввы Дорофея — за трапезой. Поучения Ефрема Сирина и аввы Дорофея переиздавались в Супрасльской типографии четыре раза, в 1786, 1787, 1789 и 1791 гг.
Быстрый переход к произвольному лоту: