Лот №10. Аукцион № 15. Редкие книги, рукописи и автографы
Эстимейт: 85000 - 90000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Цена продажи: 150000 руб.
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Описание
Сборник гадательных книг. Рукопись. XVIII в.
4°. [35] л. Полуустав.
Украшения рукописи: инициалы, киноварь; киноварные заголовки и нумерация и названия глав; концовка (л. [27] об.) киноварь, перо; миниатюра (л. [10] об.) — «Гадание на костях»; таблицы: 1) круговая (л. [28]), в красках; 2) прямоугольная (л. [28] об.), в красках.
Состав:
1) Л. [1]—[10]: Кн(и)га гадателная Подолник ц(а)ря Д(а)в(и)да.
Нач.: «Жребїй мещет треми. Автором что станетъ, по тем жребїем по сим статямъ і ищи, и что по мысли, и гадателству твоем скажет и то разсуждай. Глава 1: „666“ Пред солнцем заря возсїяїетъ, и будет день светелъ...».
2) Л. [11] об.—[25]: Книга глаголемая върата Аристотеля Премудраго, аще начнеши смотрети в сїя врата о всяком деле с разсужденїемъ, и мыслити о чемъ начнеши ино верно скажет а не солжет.
Нач.: «Кн(и)га гл(аго)лемая Маистъ. Врата первая. Пророчествуетъ многими премудростьми і филосоиствы. Смотри же премудрость сїю крепкимъ и чистымъ с(е)рдцемъ. ОУказъ какъ по сей кн(и)ге смотрить разводы костми на четыре части...».
3) Л. [26]—[32]: Книга глаголемая Трепетникъ. Аще что оу когщ потрепещет, или позвенитъ, или пошумитъ и что к чему кажетъ.
Нач.: «Первое: верхъ главы потрепещетъ, добро кажетъ. Темя потрепещетъ,
трудовъ къ печали...». Запись: «Милостивому моему государю батюшку Андрею Ивановичю, милостивой моей государыне матушке Аксинье Михайловне
сына вашего Олександра и прошу вашего родителского благословения и навеки не рюшимо и земно вамъ кланяиюса милостивому моему государю брату Дмитрею Андревичю, Федору Андревичю, Ивану Андревичю, милостивому моему государю брату Дмитрею Андревичю, Федору...» — л. 34 об., скоропись, конец XVIII в. Пробы пера: «Во имя
ца и с(ы)на и с(вя)таго Д(у)ха, аминь»; «Стоитъ море...» — л. 34 об., скоропись, конец XVIII в. «Милостивому», — л. 34 об., полуустав. «Стоит море...»; «Милостивому моему государю»; «Стоитъ градъ пустъ, а коло его кустъ»; «Во имя отца и с(ы)на и с(вя)таго Духа, аминь, аминь» — л. 35, скоропись, конец XVIII в. Сохранность: листы в подтеках по линии сгиба тетрадей. Переплет: кожа, блинтовое тиснение. Тип переплета — «в сумку», треугольный клапан. Завязка утрачена. Гадательные книги были довольно популярны в России, несмотря на то, что они причислялись церковью к «ложным и отреченным», т.е. запрещенным для переписывания, чтения и хранения. Среди судебно-следственных материалов XVII—XVIII вв. имеется довольно много дел в связи с ворожбой и ведовством. Несмотря на это известно довольно много текстов гадательных книг, относящихся к разным магическим практикам. В рукописном сборнике представлено два гадательных текста с костным разводом (гадание по костям) и один, связанный с гаданием по телу. Гадания, основанные на одновременном метании трех игральных костей, представлены в тексте «Книга гадательная Подольник царя Давида», известная в литературе как «Гадания царя Давида». Исследователи предполагают, что текст гадания игральными костьми имеет западное происхождение, т.к. тексты подобного типа обычны для Западной Европы и многие из них восходят к итальянской гадательной книге Лоренцо Спирито «Libra della ventura ouer libra della sorte» (Венеция, 1483). Предсказания из русского «Гадания царя Давида» построены по принципу убывающих чисел: 666, 665, 664... 111. Предсказания содержат советы по поводу относительно узкого круга проблем: почти все они касаются болезней, путешествий, в некоторых предсказаниях встречаются упоминания домашних дел (переезд в новый дом, утраты, враги, благосостояние). Текстуально эти предсказания очень близки к заговорам. Существовали в России и другие способы гадания на костях, маркированных одним — четырьмя очками. Второй текст сборника — «Книга глаголемая врата Аристотеля» представляет собой гадания четырьмя игральными костьми. Третий текст сборника — «Книга глаголемая Трепетник» относится к гаданиям по приметам, связанным с телом человека, а именно с непроизвольным вздрагиванием и зудом. По мнению исследователей, это древний и универсальный способ ворожбы, укорененный, в том числе, в многих народных поговорках и поверьях. Тексты гадания по непроизвольному вздрагиванию частей тела — «Трепетники» — были широко известны не только в русской традиции, но и византийской и европейской. Литература: Пыпин А.Н. Ложные и отреченные книги русской старины // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 1—178. Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М., 2006. Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Петрозаводск, 1991. Т. 3. Сперанский М.Н. Из истории отреченных книг. СПб., 1899. Ч. 1—2.
трудовъ къ печали...». Запись: «Милостивому моему государю батюшку Андрею Ивановичю, милостивой моей государыне матушке Аксинье Михайловне
сына вашего Олександра и прошу вашего родителского благословения и навеки не рюшимо и земно вамъ кланяиюса милостивому моему государю брату Дмитрею Андревичю, Федору Андревичю, Ивану Андревичю, милостивому моему государю брату Дмитрею Андревичю, Федору...» — л. 34 об., скоропись, конец XVIII в. Пробы пера: «Во имя
ца и с(ы)на и с(вя)таго Д(у)ха, аминь»; «Стоитъ море...» — л. 34 об., скоропись, конец XVIII в. «Милостивому», — л. 34 об., полуустав. «Стоит море...»; «Милостивому моему государю»; «Стоитъ градъ пустъ, а коло его кустъ»; «Во имя отца и с(ы)на и с(вя)таго Духа, аминь, аминь» — л. 35, скоропись, конец XVIII в. Сохранность: листы в подтеках по линии сгиба тетрадей. Переплет: кожа, блинтовое тиснение. Тип переплета — «в сумку», треугольный клапан. Завязка утрачена. Гадательные книги были довольно популярны в России, несмотря на то, что они причислялись церковью к «ложным и отреченным», т.е. запрещенным для переписывания, чтения и хранения. Среди судебно-следственных материалов XVII—XVIII вв. имеется довольно много дел в связи с ворожбой и ведовством. Несмотря на это известно довольно много текстов гадательных книг, относящихся к разным магическим практикам. В рукописном сборнике представлено два гадательных текста с костным разводом (гадание по костям) и один, связанный с гаданием по телу. Гадания, основанные на одновременном метании трех игральных костей, представлены в тексте «Книга гадательная Подольник царя Давида», известная в литературе как «Гадания царя Давида». Исследователи предполагают, что текст гадания игральными костьми имеет западное происхождение, т.к. тексты подобного типа обычны для Западной Европы и многие из них восходят к итальянской гадательной книге Лоренцо Спирито «Libra della ventura ouer libra della sorte» (Венеция, 1483). Предсказания из русского «Гадания царя Давида» построены по принципу убывающих чисел: 666, 665, 664... 111. Предсказания содержат советы по поводу относительно узкого круга проблем: почти все они касаются болезней, путешествий, в некоторых предсказаниях встречаются упоминания домашних дел (переезд в новый дом, утраты, враги, благосостояние). Текстуально эти предсказания очень близки к заговорам. Существовали в России и другие способы гадания на костях, маркированных одним — четырьмя очками. Второй текст сборника — «Книга глаголемая врата Аристотеля» представляет собой гадания четырьмя игральными костьми. Третий текст сборника — «Книга глаголемая Трепетник» относится к гаданиям по приметам, связанным с телом человека, а именно с непроизвольным вздрагиванием и зудом. По мнению исследователей, это древний и универсальный способ ворожбы, укорененный, в том числе, в многих народных поговорках и поверьях. Тексты гадания по непроизвольному вздрагиванию частей тела — «Трепетники» — были широко известны не только в русской традиции, но и византийской и европейской. Литература: Пыпин А.Н. Ложные и отреченные книги русской старины // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 1—178. Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М., 2006. Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Петрозаводск, 1991. Т. 3. Сперанский М.Н. Из истории отреченных книг. СПб., 1899. Ч. 1—2.
Быстрый переход к произвольному лоту: