Лот №17. Аукцион № 15. Редкие книги, рукописи и автографы
Эстимейт: 25000 - 30000 руб.
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Описание
[Конволют]: Никон Черногорец. Пандекты. (Почаевская типография, 1795). [Почаев: Тип. Успенского монастыря, 1795]
Никон Черногорец. Тактикон. (Почаевская типография, 15 нояб. 7303). [Почаев: Тип. Успенского монастыря, 15 нояб. 1795]
[Конволют]: Никон Черногорец. Пандекты. (Почаевская типография, 1795). [Почаев: Тип. Успенского монастыря, 1795]. [1]—[16], 1—44, 46—49, 51—58, 57—147, 147, 149—576 [т.е. 593] л.; 2°. Строк: 39, 40. Шрифт: 62 мм.
Двухкрасочная печать.
Орнаментика: заставок 67 с 14 досок; концовок 6 с 5 досок; наборные украшения.
Библиография: Сопиков, 1813 № 595; Ундольский, 1871 № 3049; Родосский № 388; Петров, 1958 № 1230; Лобанов, 1975 № 177, Запаско, Ісаєвич № 3798; Вознесенский, 1991 № 321; Почаевский сборник, 2007 № 154; Емельянова, 2010 № 107.
Никон Черногорец. Тактикон. (Почаевская типография, 15 нояб. 7303). [Почаев: Тип. Успенского монастыря, 15 нояб. 1795]. 1—11, 1—171, 170, 173—211, [1] [т.е. 223] л.; 2°. Строк: 40. Шрифт: 62 мм.
Двухкрасочная печать.
Орнаментика: заставок 42 с 10 досок; 8 с 2 досок; ломбарды; наборные украшения.
Библиография: Сопиков, 1813 № 595; Сопиков, 1904 № 595; Ундольский, 1871 № 3049; Родосский 389; Петров, 1958 № 1230; Лобанов, 1975 № 178; Максименко № 611; Запаско, Ісаєвич № 3807; Вознесенский, 1991 № 322; Починская, 1994 № 70; Юхименко, 2002 № 139; Почаевский сборник, 2007 № 151; Емельянова, 2010 № 108.
Сохранность: Экземпляры полные.
Читательские пометы карандашом и чернилами.
Закладки-регистры тканевые.
Переплет: Доски, кожа, блинтовое тиснение. 2 застежки утрачены. 4 жуковины на нижней крышке утрачены. На корешке тиснением: «Никона Черныя горы».
Конволют из двух изданий обладает высокой культурной, художественной, научной, материальной ценностью; оба издания относятся к числу книжных памятников национального значения.
Почаевская Свято-Успенская Лавра — древнейший монастырь на Волыни, основанный в середине XIII в. С XVI в. она являлась важнейшим духовным и культурным центром. В начале XVIII в. Почаевская Успенская лавра принимает греко-католический чин св. Василия Великого. Частная типография в Почаеве была заведена в начале XVII в. Кириллом Транквилионом Ставровецким. Типография Почаевского монастыря была основана луцким епископом архимандритом Феодосием Любенецким-Рудницким в 1730 г. С 1781 г. типография печатает книги для русских старообрядческих общин на коммерческой основе, однако с второй половины 80-х гг. на некоторое время сотрудничество со старообрядцами прекращается, а в середине 90-х гг. для них печатаются Пандекты и Тактикон Никона Черногорца. Заказчик этих изданий — не известен. Они стали последними книгами, напечатанными в Почаевской типографии для старообрядцев.
Никон Черногорец, являвшийся автором компилятивных сочинений Пандекты и Тактикон, жил во второй половине IX в., был монахом монастыря Пресвятой Богородицы на Черной Горе (Сирия). Его сочинения были переведены с греческого на славянский язык и были популярны в Древней Руси. Рукописи «Пандект» известны с XII в., а Тактикона — с XIV в. Пандекты представляют собой компилятивное сочинение из сочинений отцов церкви, решений церковных соборов, состоящее из 63 разделов. Тактикон содержит исторические тексты о борьбе христиан с сарацинами на Востоке, а также вопросы, связанные с соблюдением монастырского устава. Популярность Пандект и Тактикона Никона Черногорца была связана с тем, что выдержки из этих сочинений стали необходимой составной частью русских редакций иерусалимского устава. Поэтому труды Никона Черногорца стали приобрели особое значение в древнерусской церковной жизни и книжности, что в свою очередь явилось причиной интереса к этим сочинениям старообрядцев.
Впервые Пандекты были напечатаны в виленской типографии Мамоничей в 1592 г., однако издано сочинение было не полностью. Это издание не послужило поводом в принятии решения для старообрядцев издать сочинения Никона Черногорца. В Почаевской типографии они печатались с рукописи, которая датирована 1670—1672 гг., переписанной в Густынском монастыре при игумене Авксентии Иоакимовиче, о чем говорится на титульном листе Пандект: «Написася во с(вя)тей обители Густине въ монасмтыре общежителномъ Прилуцкомъ, с(вя)тыя живоначалныя Тро(и)цы, при
цу Авзентіи игумену густинскомъ въ лето 7178, а
Рождества Хр(и)стова 1670 м(е)с(я)ца іюня 14 дня». В колофоне этого издания указан переписчик — иеродиакон Прилуцкого Густынского монастыря Дометиан: «Составленна бысть сїя б(о)годухновенная книга, мною многрешнымы и недостойнымъ іеродіакономъ Дометіаномъ въ с(вя)той обители Густини, въ монастире общежителномъ Прилуцкомъ, при храме пресвятыя живоначалныя и нераделиьыя Тро(и)цы. Совершися же выше именованная книга въ лето
созданія міра 7180, а
спасителнаго воплощенія І(ису)са Хр(и)ста с(ы)на Б(о)жія 1672 году». Здесь же сказано, что напечатана книга в почаевской типографии была именно с этой рукописи: «Сія же б(о)годухновенная книга, печатана съ переводу выше помянутой рукописаной книги во всем согласует ниже въ чем неразньстуетъ, напечатана же, въ лето
созданїя міра 7303,
Рождества Хр(и)стова 1795, індікта 13, въ типографи Почаевской». Даты рукописи на титульном листе и в колофоне отличаются, что, возможно, говорит о времени переписки книги писцом Дометианом. Исследователи считают, что рукописи, с которых печатались почаевские издания Пандект и Тактикона, принадлежат к наиболее известным болгарским переводам XIV в. По художественному и полиграфическому оформлению издания Пандект и Тактикона весьма сходны. Довольно часть они встречаются в конволюте. В оформлении титульного листа издания Пандект использована ксилографическая рамка с растительными мотивами. Эта же доска была использована в другом почаевском издании (греко-католическом) «Восследование праздником пресвятыя тайны евхаристии...» (Почаев, 1762). Она была скопирована с рамки изданий XVIII в. Киево-печерской Лавры и встречается в Триоди цветной (Киев, 1745), Часослове (Киев, 1764). Заставки, и в Пандектах, и в Тактиконе использовались как те, что применялись в Почаевской типографии ранее для печатания греко-католических изданий, так и специально изготовленные для старообрядческих изданий и выполнены в стилистике московской дониконовской орнаментики, причем таких стилизованных заставок в изданиях составляет практически половину от общего числа в каждом. Фундаментальные почаевские издания Пандект и Тактикона являются ценными памятниками старообрядческого книгопечатания конца XVIII в., в которых гармонично переплелись традиции как московской дореформенной книги, так и украинской книги XVIII в.
цу Авзентіи игумену густинскомъ въ лето 7178, а
Рождества Хр(и)стова 1670 м(е)с(я)ца іюня 14 дня». В колофоне этого издания указан переписчик — иеродиакон Прилуцкого Густынского монастыря Дометиан: «Составленна бысть сїя б(о)годухновенная книга, мною многрешнымы и недостойнымъ іеродіакономъ Дометіаномъ въ с(вя)той обители Густини, въ монастире общежителномъ Прилуцкомъ, при храме пресвятыя живоначалныя и нераделиьыя Тро(и)цы. Совершися же выше именованная книга въ лето
созданія міра 7180, а
спасителнаго воплощенія І(ису)са Хр(и)ста с(ы)на Б(о)жія 1672 году». Здесь же сказано, что напечатана книга в почаевской типографии была именно с этой рукописи: «Сія же б(о)годухновенная книга, печатана съ переводу выше помянутой рукописаной книги во всем согласует ниже въ чем неразньстуетъ, напечатана же, въ лето
созданїя міра 7303,
Рождества Хр(и)стова 1795, індікта 13, въ типографи Почаевской». Даты рукописи на титульном листе и в колофоне отличаются, что, возможно, говорит о времени переписки книги писцом Дометианом. Исследователи считают, что рукописи, с которых печатались почаевские издания Пандект и Тактикона, принадлежат к наиболее известным болгарским переводам XIV в. По художественному и полиграфическому оформлению издания Пандект и Тактикона весьма сходны. Довольно часть они встречаются в конволюте. В оформлении титульного листа издания Пандект использована ксилографическая рамка с растительными мотивами. Эта же доска была использована в другом почаевском издании (греко-католическом) «Восследование праздником пресвятыя тайны евхаристии...» (Почаев, 1762). Она была скопирована с рамки изданий XVIII в. Киево-печерской Лавры и встречается в Триоди цветной (Киев, 1745), Часослове (Киев, 1764). Заставки, и в Пандектах, и в Тактиконе использовались как те, что применялись в Почаевской типографии ранее для печатания греко-католических изданий, так и специально изготовленные для старообрядческих изданий и выполнены в стилистике московской дониконовской орнаментики, причем таких стилизованных заставок в изданиях составляет практически половину от общего числа в каждом. Фундаментальные почаевские издания Пандект и Тактикона являются ценными памятниками старообрядческого книгопечатания конца XVIII в., в которых гармонично переплелись традиции как московской дореформенной книги, так и украинской книги XVIII в.
Быстрый переход к произвольному лоту: