Лот №11. Аукцион № 15. Редкие книги, рукописи и автографы
Эстимейт: 45000 - 50000 руб.
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Начало: 23 мая 2013 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 23 мая 2013 года
Описание
Евангелие. Львов: типография Ставропигийского братства, типограф Иван Грозевский, 1743 (7251)
Евангелие. Львов: типография Ставропигийского братства, типограф Иван Грозевский, 1743 (7251). [1] тит. л., [1]—[6], 1—113, 109, 115—190, 192, 192—240, 246, 242—342, 342, 344—368, 368, 370—408, 408—419, [1]—[16] [т.е. 443] л.; 2°; Страницы в линейных и узорных рамках из наборных украшений; Строк: 17, 26. Шрифт: 125, 81 мм. Тир. 1200 экз.
Двухкрасочная печать.
Орнаментика: 16 заставок с 12 досок; 9 концовок с 4 досок; инициалы; наборные украшения.
Иллюстрации: 29 оттисков с 29 досок, в т.ч. рамка тит. л. с изображением сверху Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, по бокам и внизу — 4 евангелистов, 8 апостолов и 4 пророков, внизу — Успения Богородицы (с подписью «Георгїи ердїак. Року Бож 1636»); Распятие (подписано «Никодим»); евангелист Матфей (с подписью «Евстафій Zавад: в Лвове 1681»); исцеление бесноватого (с подписью «NZ»); евангелист Марк (подписано «Евстафий Zавадов: 1682»); евангелист Лука; евангелист Иоанн (с подписью «Евстаф Zавад: 1683») и др.
Библиография: Головацкий, 1874 № 67; Iсаєвич, 1970 № 165; Максименко № 94; Запаско, Ісаєвич № 1451; Петров, 1958 № 600; Шустова, 2009 I № 62; Шустова, 2009 II № 146.
Сохранность: экземпляр полный.
Переплет: доски, кожа, золотое тиснение. 2 застежки утрачены. Л. [16] 3-го сч. подклеен к нижней крышке переплета красной лентой. 4 закладки-поворозы из зеленого атласа.
Экземпляр обладает высокой культурной, художественной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Типография Львовского Успенского Ставропигийского братства является преемницей типографии первопечатника Ивана Федорова. Львовские православные горожане выкупили из заклада печатный станок, литеры и доски гравюр, а в 1591 г. вышла первая книга. Доски Ивана Федорова использовались в братской типографии до XIX в. В истории Ставропигийской типографии следует различать два периода. Первый этап связан с историей Львовского братства: 1651—1788 гг. В 1788 г. организация была преобразована в Ставропигийский институт и его типография функционировала до 1942 г. Таким образом, Львовская Ставропигийская типография среди кириллических существовала на протяжении самого длительного периода времени — более 350 лет.
Первое издание Евангелия в типографии Львовского братства напечатал типограф Михаил Слёзка в 1636 г. Евангелие 1743 г. является 7-м и последним изданием большеформатного Четвероевангелия, напечатанного в типографии братства. Контракт с типографом Иваном Грозевским на его издание братство заключило 23 января 1743 г. Книга должна была выйти тиражом 1200 экз. при условии оплаты труда Грозевского по 50 грошей за каждую книгу, т.е. общей суммы 2000 злотых. Кроме этой суммы по окончании печатания книги Ивану Грозевскому, согласно контракта, братсво обязывалось выплатить премию 120 злотых и по 12 злотых «челяди», т.е. работникам типографии, но при условии, что работа будет выполнена качественно и не будут печататься «прикладки», т.е. дополнительные экземпляры. Продавали Евангелие по 30 злотых без переплета. Книга продавалась в лавке братства на протяжении весьма длительного времени, на рубеже 80—90-х гг. XVIII в., согласно реестрам продажи книг братства, Евангелие в переплете продавали по 40 злотых, а без переплета — по 30.
В издании использованы ксилографии, изготовленные граверами иеродиаконом Григорием, Евстафием Завадовским, Никодимом Зубрицким для более ранних изданий. Особый интерес представляют гравюры четырех евангелистов, выполненные Евстафием Завадовским для издания Евангелия 1690 г. и используемые в последующих изданиях 1704 и 1722 гг. Кроме символов евангелистов, в интерьере, где изображены евангелисты за работой, помещены часы разных типов. Возле евангелиста Матфея — изображение механических двенадцатичасных часов; в комнате евангелиста Марка — механические двадцатичетырехчасные; на письменном столе евангелиста Луки стоят песочные часы; евангелист Иоанн изображен работающим на открытой террасе с солнечными часами. Аналогов такой символики евангелистов в кириллической книжной традиции нет. (Шустова Ю.Э. Символика часов и иконография евангелистов в гравюрах Евстафия Завадовского из Львовского Евангелия 1690 г. // Труды государственного музея истории религии. Вып. 9. СПб., 2009. С. 15—23).
Быстрый переход к произвольному лоту: