Лот №6. Аукцион № 47. Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и открытки
Эстимейт: 10000 - 12000 руб.
Начало: 26 февраля 2015 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 26 февраля 2015 года
Начало: 26 февраля 2015 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 26 февраля 2015 года
Описание
Служба всем российским чудотворцам. – Супрасль: Супрасльская типография [т.е. Типография Благовещенского монастыря], 1786 (7294).
Служба всем российским чудотворцам. – Супрасль: Супрасльская типография [т.е. Типография Благовещенского монастыря], 1786 (7294). – 1–81, [1] [т.е. 82] л.; 4°. – Строк: 17. – Шрифт: 89 мм. Орнамент: заставка 1. Печать: двухкрасочная в два прогона. Особенности издания: счет лигатур на обороте последнего листа тетради. Выходные сведения на л. [1] об.: «Служба вс Библиография: Строев, 1836 № 264; Ундольский, 1871 № 2858; Родосский, 1894 № 294; Миловидов 1908 а, № 293; Голенченко, 1961 № 362; Лобанов, 1975 № 154; Лабынцев, 1978 № 42; Спирина, 1981 № 556; Поздеева, 1983 № 91; Голенченко, 1986 № 292; Вознесенский, 1991 № 333; Афанасьева, 1993 № 91; Починская, 1994 № 77; Вознесенский, 1996, с.121; Cubrzy Книга обладает высокой культурной, научной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. Сохранность: Экз. полный. Пометы читательские (карандаш, красный карандаш). Переплет: доски, кожа, тиснение золотом; на корешке 3 бинта. Верхняя крышка оторвана от корешка. Идея соборного празднования памяти святых российских чудотворцев появилась в середине XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями. Супрасльское издание 1786 г. является первым печатным воспроизведением службы памяти всех святых новых чудотворцев российских. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде. Супрасльский Благовещенский монастырь был основан новогрудским воеводой и маршалом Великого княжества Литовского Александром Ивановичем Ходкевичем в 1498 г. Он находился в двух верстах от местечка Супрасль Белостоцкого повета (сегодня – Белостокское воеводство, Польша). В конце XVII в. в монастыре при помощи Кароля Радивила была основана типография, первая книга в которой была напечатана в 1695 г. В 70-х гг. XVIII в. типография Супрасльского Благовещенского монастыря второй, после типографии Виленского Свято-Троицкого монастыря, стала печатать на коммерческой основе книги для старообрядческих общих России. В истории печатания старообрядческих книг в Супрасле выделяют два периода. Первый – с начала 70-х до начала 80-х гг. XVIII в. связан с деятельностью купца Михаила Григорьевича Соловьева, который самостоятельно печатал книги, арендуя часть оборудования типографии. За это время было напечатано всего несколько изданий. Для своих изданий Соловьев изготовил доски, имитирующие московскую дониконовскую орнаментику, впоследствии он увез их в Варшаву, в типографию Петра Дюфора. Второй период пришелся на середину 80-х – начало 90-х гг. XVIII в. и совпал со временем, когда префектом типографии был Мелетий Оссуховский, придавший ее деятельности ярко выраженный коммерческий характер. Одним из заказчиком старообрядческих изданий был купец из Стародубья П.И. Губарев. Всего к началу 90-х гг. XVIII в. в Супрасле было напечатано около 70 старообрядческих изданий. Важной особенностью их оформления было использование наряду с досками, имитирующими дониконовские, также тех, что применялись в типографии для издания книг греко-католических и светских на польском и латинском языках.
Быстрый переход к произвольному лоту: