Лот №215. Аукцион № 47. Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и открытки
Эстимейт: 90000 - 100000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 26 февраля 2015 года
Цена продажи: 100000 руб.
Начало: 26 февраля 2015 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 26 февраля 2015 года
Описание
Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси. На основании обозрений историков Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др. прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методу новой школы под общим управлением Сотэна, гравера «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений. [Издание на французском языке]. Париж: J. Bry Aine, 1854.
Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси. На основании обозрений историков Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др. прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методу новой школы под общим управлением Сотэна, гравера «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений. [Издание на французском языке]. Париж: J. Bry Aine, 1854. 4, 207 с.: ил. 29,5 х 19,5 см. Во владельческом полукожаном переплете эпохи, в современном футляре. Потертости переплета. Форзацы мраморной бумаги. "Лисьи" пятна.
Первая прижизненная книга-альбом Густава Дорэ - сборник пропагандистских политических карикатур, сразу же после выхода из печати был изъят из обращения. Второй раз книга увидела в свет в Германии, в 1937, но тираж тут же был изъят и уничтожен.
Карикатуры Дорэ иллюстрируют историю Государства Российского на 200 листах начиная с античного времени, которое, по мнению художника, представляет из себя черный квадрат. Далее, как водится, в сюжетах не обходится без медведей и пингвинов. Книга наводнена довольно язвительными рисунками, сопровождающихся не менее язвительными комментариями, особенно касающихся Отечественной войны 1812 года.
Задача издания ясна: Россия — страна, находящаяся в состоянии войны с Францией, поэтому русских нужно показать варварами, чья область обитания — за пределами европейской цивилизации, дикарями, из поколения в поколение приученными беспрекословно повиноваться своим жестоким и бездарным правителям. Особенно пристальное внимание Доре привлекают ключевые фигуры российской истории — Иван Грозный, методично уничтожающий собственных подданных, и Петр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако больше всего достается, естественно, Николаю I. Карикатура, изображающая российского императора отдающим приказание безголовым генералам, — вероятно, лучший образчик графической сатиры на николаевское царствование не только в европейском, но и в русском искусстве XIX века. По своей тональности она предвосхищает знаменитые иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вполне по-щедрински смотрятся картинки, отображающие «дикие» российские нравы: обыватели, чьи рты замкнуты на замок; помещики, играющие в карты на крепостных, которые тут же вязанками лежат на игорных столах, и т.д. Завершает книгу вполне символическая сцена: Наполеон III ружейным прикладом запихивает в глотку противника цифры «1812». Смысл очевиден — Франция будет отомщена.
Библиохроника, Т. 3, № 81.
Быстрый переход к произвольному лоту: