Лот №1. Аукцион № 34. Редкие книги и рукописи XVI-XX вв. Часть I
Эстимейт: 2000000 - 2500000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 21 августа 2014 года
Цена продажи: 2750000 руб.
Начало: 21 августа 2014 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 21 августа 2014 года
Описание
Евангелие. [М.: Анонимная тип., 1558/1559].
[396] л.; ил.; 2°. Строк: 18. Шрифт: 108 мм.
Так называемое среднешрифтное Евангелие.
Печать: двумя красками в один прогон.
Знак сноски в виде крестика. Знаки сноски напечатаны киноварью.
Орнамент: заставок 9 с 5 досок; инициалов 4 с 4 досок; вязь: 5 строк; рамок на полях 21 с 10 досок; 5 ломбардов.
В заставке на л. [11] (сигн. [13]1) изображение ев. Матфея.
Иллюстрация (1 с одной доски): крест и орудия страстей — л. [344] (сигн. [46]4).
Библиография: Строев, 1836 № 12; Ундольский, 1848 № 18; Каратаев, 1861 № 52; Ундольский, 1871 № 38; Попов, 1872 № 11; Каратаев, 1878 № 58; Каратаев, 1883 № 66; Бурцев, 1901 № 370; Зернова, 1958 № 1; Петров, 1958 № 15; Лабынцев, 1979 № 11; Мудрова,1979 № 1; Поздеева, 1980 № 10; Поздеева, 1981 № 1; Голенченко, 1989, с. 165, 223. № 126; Киселева, 1992 № 1; Лукьяненко, 1993 № 32; Муравьева, 1995 № 1; Из сокровищ РГБ, 2002, с. 6—7, № 1; Гусева, 2003 № 9; Бондар, 2008 № 217; Немировский, 2009 № 53; Немировский, 2011 № 90.
В библиографии известно 34 экземпляра.
Сохранность: Экз. полный.
Записи: 1) «Евангелiе, напрестольное, безъ выхода, XVI века, у Царского № 14 образецъ шрифта: таблица IV, № 5» — форзацн. л. (карандаш);
2) 25 марта 1574 г. Вкладная запись Федора Спепанова сына Ржовина в церковь Благовещения и пр. Илии: «Положил сию / книгу / Еван(е)лия / тетрь / набело / в ц(е)рк(о)вь Благовещеня с(вя)тей Б)огороди)ци / и с(вя)таго пророка Или / Федор Стефанов с(ы)нь Ржова / на памет / родитетем / своимь / и себе / и чадом своим / а хто / сию / книгу / возмет / исм ц(е)ркви Благовещеня / и святаго пр(о)рока Ильи / тому / судит / Б(о)гь / а подписал сию / книгу / Офонка / Федоров с(ы)нь Ржовин / лета 7082-г(о) / марта / 25 дн(я)» — л. [11] — [38] (скоропись, чернила);
3) 4 января 1661 г. Запись Оськи Васильева сыня диаконова Белянина об обмене книги с Иваном Федоровичем Наумовым за три рубля с четвертью: «Лета 7139-г(о) году / променил сию книгу / гл(агол)емую Ева(н)г(е)лие / Оска Василевъ с(ы)нъ / дiяконовъ / Белянинъ / Iвану Федоровичю / Наоумову / а взял промену / три рубля / с четьвертью / м(е)с(я)ца / геньваря / в четьверты / д(е)нь на памят(ь) / Собор с(вя)тых Ап(о)с(то)лъ 70 / i пр(епо)добнаго отца н(а)шег(о) / Фектиста» — л. [39] — [56]
4) «7274 и то...» (1766 г.) — л. [36] (скоропись, чернила);
Раскраска: заставка с изображением евангелиста Матфея, инициал, рамка на полях на л. [11] — раскрашены вручную, в т.ч. золотом; глосса на полях — золото поверх краски.
Переплет: доски, бархат (коричневого цвета); 2 застежки. На верхней крышке убор (литье): 4 угольника с изображением евангелистов, средник с изображением Распятия с предстоящими, антропоморфных солнца и луны и надписями: «Ц(а)рь • сл(а)в(а) / с(о)лнце • луна / с(ы)нъ / I(ису)с Х(ристо)с / ж(ив)iи / с(вя)тая Марiя / с(вя)ты Иоанъ Богосло». На нижней крышке 5 жуковин.
Обрез: золотой, с тиснением.
Экземпляр особой ценности. Отличная сохранность экземпляра, широкие сохранившиеся поля позволяют отнести его к числу немногих из известных экземпляров такой отличной сохранности. Большую ценность имеют записи, в т.ч. владельческая запись, которую можно отнести к четвертой по хронологии (1574 г.) из известных датированных записей на экземплярах издания, а также самая ранняя запись (1631 г.), фиксирующая цену книги (3 рубля с четвертью). Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.
Анонимная типография — условное название первой московской типографии, работавшей в 1553—1565 гг. Деятельность ее связывают со священником Благовещенского собора московского кремля Сильвестром. Существует гипотеза, согласно которой в Анонимной типографии начинал свою типографскую деятельность Иван Федоров. Среди типографов были также Маруша Нефедьев и Васюк Никифоров. В семи дошедших до нас изданиях Анонимной типографии нет выходных данных, не указано, кто, когда и где их печатал, их называют безвыходными или анонимными изданиями. Московское происхождение без выходных изданий установлено исследованиями А.А. Викторова, архимандрита Леонида Кавелина, А.А. Гераклитова, А.С. Зерновой, Т.Н. Протасьевой и др. Первой московской печатной книгой является т.н. Евангелие узкошрифтное, вышедшее ок. 1553. В Анонимной типографии напечатаны также Евангелие среднешрифтное (1558/1559 г.), Триодь постная (ок. 1555 г.), Триодь цветная (ок. 1456 г.), Псалтырь среднешрифтная, Четвероевангелие широкошрифтное, Псалтырь широкошрифтная. Относительно последовательности выхода в свет этих книг в науке существуют различные мнения. Старейшая в пределах Московского государства датированная владельческая запись на изданиях Анонимной типографии сделана в 1558/1559 г. на страницах Евангелия узкошрифтного.
Так называемое среднешрифтное Евангелие, напечатанное в московской Анонимной типографии без выходных сведений — без указания имени типографа, места и времени печатания. В литературе существуют различные гипотезы о последовательности выхода из печати изданий Анонимной типографии. А.С. Зернова считала среднешрифтное Евангелие самым первым московским печатным изданием. Е.Л. Немировский, вслед за другими исследователями, считает его третьей по счету книгой мисковской печати.
В научный оборот среднешрифтное Евангелие ввел в 1836 г. П.М. Строев в «Описании старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке... Ивана Никитича Царского». Здесь под № 12 зарегистрировано «Евангелие (напрестольное), без выхода, в лист, 397 листов. Пометы никакой нет».
Старейшая вкладная запись на экземпляре среднешрифтного Евангелия датируется 1561 г. Также известны ранние датированные записи 1564, 1567, 1573 и 1577 гг. Самая ранняя запись со сведениями о цене экземпляра относится к 1656 г.
Наибольший интерес среди гравированной орнаментики среднешрифтного Евангелия представляет заставка с изображением евангелиста Матфея. Она не повторяется ни в этом, ни в других безвыходных изданиях. Не известны ее оттисков и в рукописной книге. Наиболее разительное отличие заставки — ее фигурный характер: среди традиционного узора из виноградных листьев, в небольшом 5-лопастном киотце помещено изображение евангелиста Матфея. Древняя традиция мастеров рукописной книги — украшать верхнее поле спусковой полосы узорной заставкой — объединялась здесь с другим традиционным приемом — предварять отдельные части Четвероевангелия изображениями евангелистов. Сочетание изображения евангелиста и заставки в московской первопечатной книге уникально, до последней четверти XVII в. оставалось единственным.
Отличительной особенностью Четвероевангелия среднешрифтного служит немецкая (точнее — силезская) бумага, остальные первопечатные книги напечатаны на французской бумаге.
Быстрый переход к произвольному лоту: