Лот №12. Аукцион № 35. Редкие книги и рукописи XVI-XX вв. Часть II
Эстимейт: 25000 - 26000 руб.
Начало: 11 сентября 2014 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 сентября 2014 года
Начало: 11 сентября 2014 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 11 сентября 2014 года
Описание
Октоих. Конволют, включающий два литографированных издания.
1. Книга глаголемая Октай сиречь осмогласник.
2. Книга глаголемая Октай сиречь осмогласникъ.
Октоих. Конволют, включающий два литографированных издания.
1. Книга глаголемая Октай сиречь осмогласник. – М.: Типография Штаба Московскаго Военнаго Округа, 1913. – 91 л.: цв. хромолитографии; 2°. – С рукописи, выполненной в Гуслицах.
Сохранность: Экземпляр полный.
Запись: владельческая, 1913 г. «Сїя книга Iоаникїя Лазаревича Афанасьева. Прїобретена въ Москве, въ лето 7421-е. С.К. Ерофеевъ.» – л. 91 об. (полуустав, золото).
Экземпляр обладает высокой историко-культурной, художественной, научной, материальной ценностью. Представляет один из лучших образцов старообрядческой книжной традиции – певческой рукописи крюковой нотации гуслицкой школы книгописания.
2. Книга глаголемая Октай сиречь осмогласникъ. – Киев: [Издательство Знеменное пение], издатели Л.Ф. Калашников и С.Д. Чистов, фотолитотипография С.В. Кульженко, 1909. – 144 л.: хромолитографии; 2°. – С рукописи Л.Ф. Калашникова.
Сохранность: Экз. дефектный. Нет л. 1 (титульного).
Переплет: доски, кожа; блинтовое тиснение; на корешке 6 бинтов; 2 застежки; крышки с фасками, на нижней крышке 5 жуковин.
Обрез: малинового цвета.
Экземпляр обладает высокой историко-культурной, художественной, научной, материальной ценностью. Представляет один из лучших образцов старообрядческой книжной традиции, изданный в фотолитотипографии крупного теоретика крюкового пения Л.Ф. Калашникова.
Октоих крюкового письма – старообрядческая рукопись, написанная в Гуслице (Гуслицкая волость Богородского уезда Московской губернии). Гуслицкие певческие рукописи происходят из среды старообрядцев-поповцев, связанных с Рогожским кладбищем в Москве. Рукописные книги гуслицкого письма украшены характерным орнаментом, который оформился в последней четверти XVIII в. Для гуслицкого стиля орнамента характерно сочетание русского узорочья и элементов европейского барокко, орнамент исполнялся в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом, с изображениями птиц. Золото появляется в гуслицких рукописях примерно с середины XIX в., чаще всего взамен желтой краски, а иногда в добавление к ней.
Гуслицкие певчие книги, в которых тщательно сохранялась традиция древнерусских, так называемых «крюковых» нот, и являются пометными, т.е. в отличие от более ранних русских певческих рукописей (примерно до середины XVII в.), именуемых беспометными, они содержат киноварные пометы. Текст гуслицких рукописей, или наречный, в отличие от раздельноречного, или наонного (иногда называемого также и хомовым) текста поморских рукописей. Корни истинноречных рукописей уходят в XVII в. Имеется свидетельство протопопа Аввакума, который заявлял, что имел сам певческие рукописи, писанные «на речь». Как и во всех других старообрядческих рукописях, текст гуслицких рукописей принадлежит старой традиции, т.е. повторяет текст дониконовских книг, не содержит изменений текста, сделанных в результате реформы патриарха Никона.
Гуслицкие крюковые рукописи расходились по всей стране. Их популярности способствовала не только грамотность гуслицких писцов и сохранение пения «по крюкам», но и нарядное оформление.
Литература:
Бобков Е.А. Певческие рукописи гуслицкого письма // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1977. Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы XI–XVII вв. С. 388–394.
Лазарь Филиппович Калашников – педагог, крупный теоретик крюкового пения в 1908 г. в Киеве создал издательство «Знаменное пение» для публикации певческих книг и учебных пособий. Его компаньоном некоторое время был С.Д. Чистов. С 1902 г. издательство выпускало журнал «Церковное пение». В качестве приложения подписчикам журнала высылались крюковые книги. Свою литературу издательство печатало в типографии С.В. Кульженко. В конце 1912 – начале 1913 г., после конфликтов с властями «Знаменное пение» переехало в Москву, где Л.Ф. Калашников объединился с издательством крюковых книг М.Д. Озорнова и Кучкова. Возглавил работу вновь соданной компании Л.Ф. Калашников. Издательство работало до 1918 г.
Быстрый переход к произвольному лоту: