Лот №301. Аукцион № 32. Редкие русские книги, рукописи и автографы XVII-начала XX века
Эстимейт: 20000 - 21000 руб.
Прием заочных ставок до 17:00 09 июля 2014 года
Цена продажи: 70000 руб.
Начало: 09 июля 2014 года в 19:00Прием заочных ставок до 17:00 09 июля 2014 года
Описание
Сокольский, С. [автограф] Пляшущая лирика. Стихотворения и песни. С двумя портретами автора. Пг.: Типо-лит. «Центральная», 1916.
Сокольский, С. [автограф] Пляшущая лирика. Стихотворения и песни. С двумя портретами автора. Пг.: Типо-лит. «Центральная», 1916. 128 с., ил. 29,5 х 22,6 см. В красочном издательском картонаже. Небольшие надрывы корешка, потертости. На свободном листе после форзаца автограф автора. Также вложены № 1—3 «Газеты Сергея Сокольского».
Именно у легендарного Сергея Сокольского заимствовал свой псевдоним известный библиофил Н. Смирнов-Сокольский, похожую газету «Газету Смирнова-Сокольского» он выпустил в 1922 году.
Сергей Алексеевич Сокольский (1881—1919) — исполнитель монологов, куплетов, песен. Однажды в Киеве сыграл роль Алешки в «На дне» М. Горького в спектакле с участием В. Качалова, Н. Смирновой и других столичных артистов. В 1907—1908 под влиянием С. Сарматова (в 1912 С. посвятил ему стихотворение «Ноктюрн») начал выступать в «рваном жанре» в шантанах, на открытых сценах, позднее в театрах миниатюр. Ирония в соединении с сочувствием придавала особую окраску его маске — «бедному Сереже». Обладал поэтическим даром, весь репертуар писал себе сам, используя разные формы: монолог в образе, сюжетную «зарисовку», куплет, песенку, балладу. Куплеты сопровождал танцем. Обширный, разнообразный репертуар скоро позволил Сокольскому выступать с «грандиозным дивертисментом» в течение полутора часов (моск. «Эрмитаж», 1913, киевский театр Соловцева 1914, петрогр. театр В. Лин, 1915—1916). Легкое грассирование не мешало абсолютной четкости дикции. Иногда выступал в сопровождении фортепиано. С началом мировой войны социальные мотивы в творчестве С. усиливаются, не отказываясь от своей маски, он как бы отстраняется от нее. Выступления начинаются большим монологом, в котором от своего лица, артиста и гражданина («рваный» костюм сменялся фраком), он разговаривал с публикой: «О, вы, пришедшие сюда, / Для смеха, шуток и забавы [...] / Позвольте мне напомнить вам, / Что где-то бой кипит кровавый!» (дек. 1916, после поездки на фронт). Стихи 1914—1917 злободневны в высоком смысле слова, успех артиста у публики сравнивали с успехом Ф. Шаляпина и Л. Собинова.
В 10-е гг. издал несколько сборников своего репертуара, вступил в О-во драматических и музыкальных писателей (1914). Много записывался на пластинки.
В феврале 1919 Cергей Сокольский был убит в Киеве бандитами.
Вещи Cергея Сокольского исполнялись многими куплетистами («Любовь не картошка» через полвека воскресла в репертуаре А. Миронова). Подражая Сокольскому и позаимствовав его псевдоним, начал свой творческий путь Н. Смирнов-Сокольский.
Быстрый переход к произвольному лоту: