«От искренне любящего»: автограф Чайковского Римскому-Корсакову на аукционе 19 июня «В Никитском».

На скромном листе бумаги, исписанном характерными орешковыми чернилами, застыл уникальный момент русской музыкальной истории.

Рукой самого Петра Ильича Чайковского изображены первые такты его трогательной Колыбельной («Скоро глазки смежу я...») – одной из самых известных арий в опере «Иоланта». Звучащая в начале первого действия, она исполняется няней Иоланты, Мартой, для убаюкивания слепой принцессы. В этой арии Марта поет о том, как скоро глазки закроются, как все вокруг уснет и что над Иолантой будет оберег ее мамы. Ария отличается тихой, светлой и по-настоящему убаюкивающей мелодией — в ней можно услышать фирменную нежность Чайковского и его умение передать тепло материнской заботы. Колыбельная «Иоланты» очень популярна и часто исполняется отдельно от оперы в концертах и сборниках детских песен.  

Но ценность этого листа не только в нотных знаках, запечатлевших фрагмент творческой мысли композитора. Украшает его – дарственная надпись, начертанная рукой мастера чуть ниже нот: «Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову от искренне любящего П. Чайковского». Эта строчка – не формальность, а искреннее выражение глубокого уважения и творческого родства между двумя столпами русской музыки. Они были современниками и коллегами, чьи творческие пути, при всей индивидуальности, часто пересекались в едином культурном пространстве империи. Сам Чайковский подчеркивал общность цели: «Несмотря на разность наших индивидуальностей, мы идем по одной дороге, и я горжусь иметь такого спутника».

Этот автограф, созданный в канун Нового 1892 года, становится материальным воплощением этих слов – личным приветом одного гения другому. Контекст времени усиливает значимость документа. Опера «Иоланта» была написана Петром Ильичом Чайковским в 1891 году. Работа над оперой началась весной 1891 года, а завершил Чайковский ее в ноябре того же года. Таким образом, дарственная надпись была подписана спустя месяц после завершения произведения.  В этом же году Чайковский активно работал над знаменитой оперой «Щелкунчик», а Римский-Корсаков готовился к премьере оперы «Млада».

Автограф, представленный на аукционе, обладает колоссальной мемориальной ценностью, являясь прямым отражением тех самых человеческих и творческих связей, что сформировали золотой век русской музыки. Ознакомиться с лотом можно по ссылке.

Комментарии закрыты.

Заочная ставка





×