На скромном листе бумаги, исписанном характерными орешковыми чернилами, застыл уникальный момент русской музыкальной истории.
Рукой самого Петра Ильича Чайковского изображены первые такты его трогательной Колыбельной («Скоро глазки смежу я...») – одной из самых известных арий в опере «Иоланта». Звучащая в начале первого действия, она исполняется няней Иоланты, Мартой, для убаюкивания слепой принцессы. В этой арии Марта поет о том, как скоро глазки закроются, как все вокруг уснет и что над Иолантой будет оберег ее мамы. Ария отличается тихой, светлой и по-настоящему убаюкивающей мелодией — в ней можно услышать фирменную нежность Чайковского и его умение передать тепло материнской заботы. Колыбельная «Иоланты» очень популярна и часто исполняется отдельно от оперы в концертах и сборниках детских песен.
Но ценность этого листа не только в нотных знаках, запечатлевших фрагмент творческой мысли композитора. Украшает его – дарственная надпись, начертанная рукой мастера чуть ниже нот: «Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову от искренне любящего П. Чайковского». Эта строчка – не формальность, а искреннее выражение глубокого уважения и творческого родства между двумя столпами русской музыки. Они были современниками и коллегами, чьи творческие пути, при всей индивидуальности, часто пересекались в едином культурном пространстве империи. Сам Чайковский подчеркивал общность цели: «Несмотря на разность наших индивидуальностей, мы идем по одной дороге, и я горжусь иметь такого спутника».
Этот автограф, созданный в канун Нового 1892 года, становится материальным воплощением этих слов – личным приветом одного гения другому. Контекст времени усиливает значимость документа. Опера «Иоланта» была написана Петром Ильичом Чайковским в 1891 году. Работа над оперой началась весной 1891 года, а завершил Чайковский ее в ноябре того же года. Таким образом, дарственная надпись была подписана спустя месяц после завершения произведения. В этом же году Чайковский активно работал над знаменитой оперой «Щелкунчик», а Римский-Корсаков готовился к премьере оперы «Млада».
Автограф, представленный на аукционе, обладает колоссальной мемориальной ценностью, являясь прямым отражением тех самых человеческих и творческих связей, что сформировали золотой век русской музыки. Ознакомиться с лотом можно по ссылке.