Медь, масло. 18 х 24,8 см, вес 270 гр. В нескольких местах мелкие утраты живописного слоя; небольшие загрязнения картины по краям. В папке своего времени из красного сафьяна; с золототисненным двуглавым орлом и орнаментом. Потертости кожи по краям папки, надрывы и небольшие утраты на корешке.
На обороте доски гравировка с текстом: ~«Собственные слова Его И[мператорского] В[еличества] Г[осударя] И[мператора] Николая I-го: / „Памятник Достойный Сохранения!“ / Златые врата Ярославовы XI-го века, / Открыл в Киеве 1832 года Сентября 9 дня / С[оревнователь] О[бщества] И[стории] и Д[ревностей] Р[оссийских] 5 К[ласса чиновник] Кодрат Лохвицкий».~
Эта картина на медной доске была изготовлена в память посещения 9 сентября 1832 года Николаем I руины Золотых ворот в Киеве. Датировать ее изготовление следует серединой 1830-х годов, после того, как 28 апреля 1833 года археолог-любитель Кондрат Андреевич Лохвицкий (1774-1849) был за свою активную деятельность по розыску и исследованию киевских археологических древностей избран членом-соревнователем Общества истории и древностей при Московском университете.
Вполне возможно, что картина была поднесена самим Лохвицким кому-либо из своих высокопоставленных знакомых и покровителей, а возможно что и к императорскому двору. В 1830-х годах Лохвицкий пытался всеми доступными ему способами (многочисленными письмами, просьбами, докладами и посылками с фрагментами древних артефактов) популяризировать свои археологические изыскания и получить не только одобрение местных и петербургских властей, но и финансирование своих работ. Одобрительная фраза императора о том, что «Памятник достойный сохранения!», как нельзя лучше подходила для этих целей.
Остатки Золотых ворот, построенных в 1031 году, были открыты Кондратом Лохвицким, который всеми силами старался об их сохранении и восстановлении, тогда как они должны были быть, в согласии с новым планом Киева, окончательно снесены. Когда же в 1832 году Николай I посетил Киев, то он посмотрел на руины и произнес слова, которые стали символом сохранения древнего Киева: «Памятник достойный сохранения!»; тем самым Николай I спас святыню Киева и шедевр древнерусской архитектуры.