В 1921 году вышла книга «Рассея» художника Бориса Григорьева, изданная совместно издательствами Muller & Co Verlag (Петербург—Берлин) и S. Efron Verlag (Потсдам). Это издание стало настоящей энциклопедией русской земли, взглядом одного из самых самобытных мастеров русского искусства эпохи серебряного века на народ, традиции, быт и пейзажи России. В создании книги приняли участие не только сам Григорьев, но и крупные деятели искусства — А. Бенуа, П. Бархан. «Рассея» явилась завершающим этапом значительного периода творчества автора, накануне его эмиграции и расставания с родиной.
Работа над проектом продолжалась несколько лет, Григорьев много раз бывал в провинции, делал зарисовки, писал пейзажи, портреты крестьян, наблюдал их жизнь и быт. Главный мотив его творчества тех лет — образ Родины, уходящей навсегда. В самой книге, как вспоминал сам художник, он стремился «создать портрет своей страны»: не приукрашенной, трагически правдивой, наполненной внутренним достоинством.
Издание состоит из предисловий и авторского эпилога, где каждый участник делится своими размышлениями о судьбе России и значении образов, созданных Григорьевым. Наибольшую ценность представляют портреты: крестьянские старики, женщины, дети, батраки, попы — они не индивидуальны, а собирательны, словно воплощения национального характера.
Многие исследователи отмечали «стернизацию» типического образа: поля, лица людей, деревня показаны символами, вневременными, оторванными от истории. Исследователь М. Чегодаева писала: «В Григорьевских мужиках нет жизнерадостности, свойственной багровинскому ремеслу. Их цельность и монументальность — в их страдательности».
В своих литографиях Григорьев часто избегал анекдотического, бытового — его колорит суров, а типажи величественны. В одном из писем Александр Бенуа отмечал: «В глазах мужиков Григорьева плавает тоска веков, но сам художник не смакует нищету — он утверждает величие народа, его силу смирения и сопротивления». Издание «Рассея» сразу привлекло внимание не только художников-эмигрантов, но и парижской критики, немецких и американских искусствоведов. Воспоминания современников передают значимость и эмоциональную силу книги.
Александр Бенуа писал в предисловии к книге: «В этих лицах — сама Судьба России, какая она есть, без прикрас, без лукового жеманства. Борис Григорьев сумел разглядеть — и показать нам — то, что другие старались прятать или не замечали: величие простого народа, его незримую тоску».
Художник Михаил Шемякин в одном из эссе о Григорьеве отмечал: «Рассея — не просто книга-альбом. Это художественный акт, сродни символу, в котором живое и конкретное стало знаком грядущей трагедии».
Один из самых восторженных отзывов принадлежат Павлу Бархану: «Григорьев как бы говорит: «Вот она, настоящая Россия. Не балетные барышни-пастушки, не народная романтика. Боль, закалка, мужество — все это на этих лицах»».
После выхода книга сразу попала в поле зрения искусствоведов и коллекционеров. Во многом это обусловлено и форматом издания: «Рассея» создавалась как единый художественный свиток — альбом-исповедь с ярко выраженным национально-романтическим пафосом.
19 июня 2025 года один из сохранившихся экземпляров в издательской суперобложке «Рассея» будет выставлен на аукционе Дома антикварной книги «В Никитском». Ознакомиться с лотом можно по ссылке.
