Лот №95. Аукцион № 25. Аукцион № 25. Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и плакаты

Эстимейт: 25000 - 30000 руб.
Начало: 03 апреля 2014 года в 19:00
Прием заочных ставок до 17:00 03 апреля 2014 года


Описание
Щапов, А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Издание книгопродавца Ивана Дубровина. Казань: Тип. Университета.
III, 547, [1] с. 25,4 х 17 см. Владельческий составной переплет. Тройной крапленый обрез. В хорошем состоянии. Издательская печатная обложка сохранена. Афанасий Прокопьевич Щапов (1831 —1876) — российский историк и этнограф, идеолог «областничества». Происходил из бедной семьи сельского дьячка из Сибири, за успехи в учебе был направлен в Казанскую духовную академию (по свидетельству соучеников, в процессе занятий он простаивал за конторкой по 17 часов и протер в полу класса углубления). С 1856 г. А.Щапов читал в академии лекции по истории русской церкви. Во время учебы в Казанской духовной академии А.Щапов работал в богатой библиотеке Соловецкого монастыря, вывезенной в Казань во время Крымской войны. Он составлял опись рукописей этой библиотеки, получив ценный материал для написания диссертации «Русский раскол старообрядства». Основа для монографии была заложена в 1857 году, когда в «Православном собеседнике» появилась статья Щапова «О причинах распространения раскола», ставшая позже первой главой его книги. Тема диссертации была предложена Казанским архиепископом Григорием. Оригинальность этого сочинения заключалась в том, что в нем церковный раскол рассматривается не только как религиозное событие, но в широком историко-бытовом и социальном контексте. По мнению А.Щапова, раскол был отражением более общего противоречия между традиционной культурой русского народа и новыми элементами культуры, насаженными реформами царя Алексея Михайловича и Петра Великого. А.Щапов считал, что церковный раскол был спровоцирован не столько реформами патриарха Никона, сколько негативным отношением простого народа к политике правительства, чуждой характеру и традициям русского народа. Неприятие гражданских реформ и реформации традиционных верований привело к возникновению раскола. Среди исторических причин происхождения и распространения раскола А.Щапов указывает суеверную привязанность народа к внешней обрядовой стороне веры и старинным традициям. Положение в самой церкви характеризовалось невежеством духовенства, леностью, пьянством и безнравственностью, что способствовало популярности старообрядчества. С петровской эпохи раскол окончательно приобрел характер «религиозно-демократического» протеста. Это был бунт податного земства против церковных и гражданских властей.
Перейти на первую страницу каталога
Быстрый переход к произвольному лоту:
Заочная ставка





×